Руководство по ремонту ГАЗель
- NEXT -

Тормозная система


Рабочая тормозная система

Двухконтурная с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем

Тормозные механизмы:

- передних колёс

Дисковые

- задних колёс

Барабанные или дисковые

Запасная тормозная система

Каждый контур рабочей тормозной системы

Стояночная тормозная система

С механическим тросовым приводом к тормозным механизмам задних колес


Минимально допустимая толщина фрикционного слоя колодок, мм:

 

- для колодок передних дисковых тормозов

2,0

- для колодок задних дисковых тормозов (для авт. с дисковыми тормозами)

2,0

- для накладок задних барабанных тормозов (для авт. с барабанными тормозами)

1,0

Автомобиль имеет три тормозные системы:

- рабочую с двухконтурным гидравлическим приводом и диагональным разделением контуров (рис. 6.1). Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой -левого переднего и правого заднего.

При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью;

- запасную, функцию которой выполняет каждый контур рабочей тормозной системы;

- стояночную, действующую на стояночные тормозные механизмы задних колес.



Рис. 6.1. Схема привода рабочей тормозной системы:
1 - тормоз дисковый передний правый; 2 - ротор АБС передний;3 - датчик АБС передний; 4- комбинация приборов; 5 - вакуумный усилитель с главным тормозным цилиндром и бачком; 6 - кронштейн с педалью тормоза; 7 - тормоз дисковый задний правый; 8 - ротор АБС задний; 9 - датчик АБС задний;10- тормоз дисковый задний левый; 11- тормоз дисковый передний левый; 12 -гидрорегулятор;

РАБОЧАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Рабочая тормозная система состоит из дисковых тормозных механизмов на всех колесах и гидравлического привода. Управляется привод подвесной педалью, расположенной на щитке передка кабины, механически связанной с вакуумным усилителем тормозного модуля.

Гидравлический тормозной привод (рис. 6.2) включает:

- тормозной модуль (вакуумный усилитель (0204798191 ф. «BOSCH») с главным тормозным цилиндром и бачком);

- гидрорегулятор с датчиками АБС, установленными в колесных узлах.

Гидрорегулятор C41R92.3538020 в состоянии поставки - не заполнен тормозной жидкостью.

- трубопроводы.

В бачке главного цилиндра установлен поплавковый датчик сигнализатора аварийного падения уровня тормозной жидкости.



Рис. 6.2. Установка привода рабочей тормозной системы: 1- втулка гибкого шланга; 2,10 - гайки;3 - болты; 4 - кронштейн шланга задних тормозов левый; 5 - скоба крепления гибкого шланга; 6- шланг гибкий задних тормозов; 7 - муфты соединительные; 8- скоба крепления трубки; 9 - шланги гибкие передних тормозов; 11 - кронштейн шлангов нижний; 12, 24, 25 - шланги гибкие тормозов; 13 - трубка от гидрорегулятора к шлангу переднего левого контура; 14 - трубка от гидрорегулятора к шлангу заднего левого контура; 15 - усилитель вакуумный с главным цилиндром тормозов и бачком; 16 - клапан обратный усилителя тормозов, 17 (Для автомобилей с дизельным двигателем),27 - хомуты; 18 - рукав; 19 - трубка от первичной полости главного цилиндра к гидрорегулятору; 20 - трубка от вторичной полости главного цилиндра к гидрорегулятору; 21 - гидрорегулятор АБС; 22 - трубка от гидрорегулятора к шлангу переднего правого контура; 23 - трубка от гидрорегулятора к шлангу заднего правого контура; 26- трубка защитная крепления трубопроводов; 28 - трубка от муфты к муфте поперечная; 29 - трубка от муфты к муфте правая; 30 - трубка от муфты к шлангу заднего правого тормоза; 31 - кронштейн шланга задних тормозов правый; 32 - трубка от муфты к шлангу заднего левого тормоза; 33 - трубка от муфты к муфте левая;34;35 - трубки от шланга к соединительной муфте; 36 - трубка от шланга к шлангу левого переднего тормоза; 37 - трубка от шланга к шлангу правого переднего тормоза

ЗАПАСНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

В случае разгерметизации одного из контуров рабочей тормозной системы и утечки жидкости на комбинации приборов загорается сигнализатор красного цвета (его включает поплавковый датчик аварийного падения уровня жидкости).

Оставшийся исправный контур обеспечивает достаточно эффективное торможение автомобиля, при этом увеличивается ход педали и торможение начинается в начале второй половины полного хода.

ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ РАБОЧЕЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ

Педаль тормоза

Педаль 2 (рис. 6.3) тормоза шарнирно установлена на распорной втулке 10 кронштейна 3 педали, который присоединен к щитку передка. Кронштейн крепится шестью гайками, четыре из которых крепят одновременно и тормозной модуль 1.


Рис. 6.3. Установка тормозного модуля и педали тормоза: 1 - тормозной модуль; 2 - педаль тормоза; 3 - кронштейн педали тормоза; 4 -шланг; 5 - трубопроводы; 6 - шланг подвода разрежения; 7, 9, 17 - гайки; 8 - втулки оси педали; 10 - втулка распорная; 11 - выключатель сигнала торможения; 12 - стопор оси толкателя; 13 - ось толкателя; 14 - болт; 15 - прокладка; 16 - клапан обратный усилителя тормозов; 18, 19 (Для автомобилей с дизельным двигателем) - хомуты; 20 - гайки регулировочные

К педали шарнирно присоединен толкатель вакуумного усилителя. На кронштейне закреплен выключатель 11 сигнала торможения. Шарнирное соединение педали с распорной втулкой для уменьшения трения снабжено пластмассовыми втулками 8.

Вакуумный усилитель с главным тормозным цилиндром и бачком

Вакуумный усилитель с главным тормозным цилиндром и бачком (тормозной модуль) установлен под капотом слева и закреплен на щитке передка с помощью четырех гаек. Между вакуумным усилителем и щитком передка установлена прокладка 15 (входит в комплект модуля).

Тормозной модуль соединяется с педалью 2 тормоза с помощью толкателя через ось 13, которая стопорится стопором 12.

Технические данные тормозного модуля

Вакуумный усилитель: двухкамерный с размерностью камер 9+9 ”, полный ход толкателя усилителя в сборе с главным тормозным цилиндром 41,3-43,5 мм.

Главный цилиндр: номинальный ход поршня первичной полости - 21 мм, поршня вторичной полости - 21 мм, рабочий диаметр цилиндра 27 мм, резьба выходных отверстий под гидравлические трубопроводы М10х1.

ТОРМОЗА

Электрическая характеристика датчика уровня тормозной жидкости:

напряжение, В............................................12

сила тока, не более, А................................. 1

Герметичность вакуумного усилителя:

допустимые утечки вакуума в течение 15 с при температуре окружающей среды, мбар:

для нового усилителя при усилии на штоке 400 Н (40 кгс))

для изношенного усилителя (предельное значение) при усилии на штоке 400Н (40 кгс)

Герметичность нового главного цилиндра:

падение давления в течение 60 с, не более МПа:

при низком давлении (0,3 МПа)

при среднем давлении (7 МПа)

при высоком давлении (14 МПа)

Герметичность изношенного главного цилиндра:

падение давления в течение 60 с, не более МПа:

при низком давлении (0,3 МПа)

при среднем давлении (7 МПа)

при высоком давлении (14 МПа)

Вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр показаны на рис. 6.4 и 6.5.


Рис. 6.4. Вакуумный усилитель: 1 - шпилька передняя (для крепления главного тормозного цилиндра); 2 - корпус вакуумного усилителя; 3 - прокладка; 4 - шпилька задняя (для крепления модуля к щитку передка); 5 - толкатель поршня

Рис. 6.5. Главный тормозной цилиндр в сборе с бачком: 1 - крышка бачка; 2 - бачок; 3 - кольцо уплотнительное; 4 - главный тормозной цилиндр; 5 - заглушки

Тормозные механизмы передних и задних колес

Тормозные механизмы (рис. 6.6 и 6.7) передних и задних колес дисковые с плавающей скобой, одинаковы по конструкции и отличаются размерностью.


Рис. 6.6. Установка тормозного механизма передних колес: 1 - рычаг верхний подвески; 2 - щит переднего тормоза; 3 -диск тормозной; 4 - болты; 5 - шланг тормозной; 6 - клапан перепускной с колпачком; 7- тормоз дисковый левый; 8 - стойка подвески; 9 - рычаг нижний подвески


Рис. 6.7. Установка тормозного механизма задних колес: 1 - картер заднего моста; 2 -болты; 3 -тормоз стояночный левый; 4 -диск тормозной; 5 - клапан перепускной с колпачком; 6- тормоз дисковый левый; 7 - шланг тормозной;

На обеих осях на левую сторону установлен левый тормоз (таб. 6.1), на правую сторону - правый.

Таблица 6.1

Обозначение по ГАЗ

Обозначение по поставщику (фирма «Мандо»)

Наименование

A21R23.3501136

ВС101-414-00

Тормоз дисковый передний правый

A21R23-3501137

ВС100-414-00

Тормоз дисковый передний левый

C41R92.3502136

ВС103-249-00

Тормоз дисковый задний правый

C41R92.3501137

ВС102-249-00

Тормоз дисковый задний левый

Тормозной диск имеет вентиляционные каналы для уменьшения нагрева при торможении и крепится болтами (винтами - для задних колес) к ступице колеса. Болты (винты) крепления устанавливаются на герметик.

Основание скобы тормозного механизма передних колес закреплено болтами к стойке подвески, основание скобы тормозного механизма задних колес закреплено болтами к фланцу цапфы картера моста. Болты крепления устанавливаются на герметик.

Устройство переднего тормозного механизма показано на рис. 6.8, заднего-на рис. 6.9.

Корпус скобы через направляющие пальцы подвижно связан с основанием.

Защитные чехлы предохраняют пальцы от грязи и влаги. В корпусе размещены поршни и детали их уплотнения: кольца и защитные колпаки. Для удаления воздуха из цилиндра предусмотрен перепускной клапан с колпачком. Тормозные колодки расположены в основании и поджаты к уступам основания пружинами, закрепленными на основании.


Рис. 6.8. Состав переднего тормозного механизма: 1 -тормозная колодка в сборе внешняя; 2 - пружины колодки; 3 -тормозная колодка в сборе внутренняя; 4 - защитный колпак поршня; 5 - направляющий палец нижний; 6 - корпус скобы; 7 - клапан перепускной с колпачком; 8 -защитная заглушка; 9 - болт направляющего пальца; 10 - уплотнительное кольцо; 11 -направляющий палец верхний;12- поршень; 13 - чехол пальца; 14 - основание скобы


Рис. 6.9. Состав заднего тормозного механизма: 1 - корпус скобы; 2 - клапан перепускной с колпачком; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - направляющий палец верхний; 5 - чехол пальца; 6 - защитный колпак поршня; 7 - основание скобы; 8 - пружины колодки; 9 -тормозная колодка в сборе внутренняя; 10 -тормозная колодка в сборе внешняя; 11 - направляющий палец нижний; 12- поршень; 13 - болт направляющего пальца; 14 -защитная заглушка;

При торможении под давлением жидкости в гидроприводе поршень, перемещаясь в корпусе, прижимает внутреннюю тормозную колодку к диску; а сам корпус, смещаясь на пальцах в направлении, противоположном движению поршня, прижимает к диску наружную колодку. Давление обеих колодок на диск одинаково и прямо пропорционально давлению в гидроприводе.

При растормаживании колодки отходят от диска на расстояние, определяемое упругостью уплотнительного кольца и величиной фаски в канавке корпуса, что обеспечивает автоматическое регулирование зазора между колодками и диском и компенсирует износ накладок.

СТОЯНОЧНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Стояночная тормозная система (рис. 6.10) имеет механический привод, действующий на стояночные тормозные механизмы задних колес.


Рис. 6.10. Стояночная тормозная система: размер А соответствует 1-2 ниткам резьбы; 1- рычаг приводной; 2, 22 - скобы крепления троса; 3, 13,21 - болты; 4 - кронштейн крепления оболочки троса левый; 5-втулка; 6,10,11,19 - гайки; 7 - уравнитель; 8,14 - пальцы; 9 - шплинт; 12- шайба; 15- кожух;16- винт специальный; 17- выключатель контрольной лампы ручного тормоза; 18 - рычаг стояночного тормоза; 20-опора оболочки троса; 23 - трос передний; 24 - троса задние;25- кронштейн крепления оболочки троса правый

Стояночные тормозные механизмы (правый, левый) барабанного типа встроены в колесные узлы заднего моста и закреплены винтами к фланцам цапф картера моста. Винты крепления стояночного тормоза установлены на герметик. В качестве тормозного барабана стояночного тормоза используется внутренняя поверхность диска рабочего тормоза.

На левую сторону заднего моста установлен левый стояночный тормоз (таб. 6.2), на правую сторону - правый.

Таблица 6.2

Обозначение по ГАЗ

Обозначение по поставщику (фирма «Мандо»)

Наименование

G41R92.3507010

ВD103-013-00

Тормоз стояночный правый

G41R92-3507011

ВD102-013-00

Тормоз стояночный левый

Устройство стояночного тормозного механизма показано на рис. 6.11.


Рис. 6.11. Стояночный тормозной механизм (правый/левый): 1- колодка с фрикционной накладкой; 2,8 - пружины стяжные; 3 - обойма регулировочного звена; 4 - винт регулировочный; 5 - стержень; 6 - пружина прижимная; 7 - основание (правое/левое); 9 - корпус разжимного звена; 10 - рычаг приводной; 11 - ось разжимного звена; 12- щит опорный в сборе, (правый/левый); 13 - кронштейн троса (правый/левый), 14 - болт; 15 - чехол защитный

Привод состоит из рычага 18 (рис. 6.10), переднего троса 23 и задних тросов 24, соединенных между собой уравнителем 7 и закрепленных на кронштейне, приваренном к поперечине рамы. Задние тросы воздействуют на рычаги 1, входящие в состав разжимных звеньев колодок стояночных тормозных механизмов задних колес.

При перемещении рычага 18 вверх колодки тормозных механизмов прижимаются к барабанам, затормаживая автомобиль. Рычаг 18 фиксируется при помощи храпового механизма, состоящего из зубчатого сектора и собачки. Если включено зажигание, на комбинации приборов загорается прерывистым светом красный сигнализатор.

Для растормаживания следует слегка потянуть рычаг вверх, нажать на кнопку на торце рукоятки и полностью переместить рычаг вниз, при этом сигнализатор на комбинации приборов гаснет.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ

Техническое обслуживание тормозной системы включает проведение плановых работ, предусмотренных сервисной книжкой и руководством по эксплуатации автомобиля, и выполнение работ, связанных с поддержанием работоспособности автомобиля.

В эксплуатации периодически проверяют исправность системы сигнализации (аварийного падения уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра), герметичность гидравлического привода тормозов, а также исправность рабочей тормозной системы и работоспособность стояночной. Подтекание тормозной жидкости не допускается.

Общие требования к ремонту тормозной системы

Моменты затяжки:

- гаек гидравлических трубопроводов - 15-25 Н-м (1,5-2,5 кгс-м);

- хомутов вакуумного шланга - 1,5-3,5 Н-м (0,15-0,35 кгс-м).

Трубопроводы должны быть надежно закреплены в удерживающих скобках.

При обнаружении на тормозных шлангах трещин, вздутий и видимых мест перетирания шланги заменить новыми. Защитные чехлы не должны иметь сквозных повреждений.

При ремонте тормозной системы после отсоединения трубопроводов от узлов тормозной системы необходимо закрыть отверстия трубопроводов и узлов заглушками, чтобы предотвратить утечку жидкости и попадание пыли и грязи в систему.

Перед выполнением ремонтных работ снятые с автомобиля узлы тормозной системы должны быть тщательно промыты теплой водой с моющими средствами и высушены сжатым воздухом. Применение бензина, дизельного топлива, трихлорэтилена или других минеральных растворителей недопустимо, так как они повреждают резиновые детали. Для смазки трущихся деталей при сборке применяют жидкости НГ-213 ТУ 38.101.129-80 или касторовое масло ГОСТ 6757-73.

ПРОВЕРКА РАБОЧЕЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ

Работоспособность вакуумного усилителя проверяют следующим образом. При неработающем двигателе необходимо предварительно нажать на тормозную педаль 3-4 раза, а затем нажать на педаль и, удерживая ее с усилием 300-400 Н (30-40 кгс), запустить двигатель. При исправном усилителе педаль переместится к полу. Если педаль не перемещается или перемещение затруднено, причина в неисправности усилителя или вакуумного насоса (дизель).

Необходимо убедиться также в герметичности вакуумного усилителя и обратного клапана. Для этого следует заглушить двигатель, сделать выдержку 1 -2 мин и нажать несколько раз на педаль. Во время первых трех нажатий должен быть слышен шум воздуха, входящего в усилитель. Если этого не происходит, вакуумный усилитель или обратный клапан неисправны.

Исправность системы сигнализации аварийного падения уровня жидкости в бачке главного цилиндра проверяют следующим образом: при уровне тормозной жидкости в бачке главного цилиндра ниже минимального уровня на комбинации приборов (при включенном зажигании) должен загореться сигнализатор красного цвета.

Проверить эффективность тормозной системы и работоспособность антиблокировочной системы тормозов на стенде.

Тормозная сила на каждом переднем колесе должна быть не менее 1170 Н (120 кгс), на каждом заднем - не менее 1170 Н (120 кгс), при усилии на педали тормоза 420-440 Н (43-45 кгс) с неработающем двигателем и 45-65 Н (4,5-6,5 кгс) с работающим двигателем.

Разница тормозных сил по колесам передней оси не должна превышать 20 %, по колесам задней оси - 20 % от наибольшего значения тормозной силы. Колебание тормозной силы на каждом колесе, при постоянном усилии на педали тормоза, не должно превышать 30% от наибольшего значения тормозной силы.

Видео










Тормозная система
Неисправности тормозной системы
Допустимый износ колодок, дисков, барабанов
Замена тормозной жидкости, прокачка
Замена тормозных колодок
Тормозной суппорт (скоба)
Замена тормозных дисков
Замена главного тормозного цилиндра
Вакуумный усилитель
Регулировка выключателя сигнала тормоза
Снятие педали тормоза
Замена вакуумного насоса
Регулировка стояночного тормоза
Замена тросов стояночного тормоза
Замена колодок стояночного тормоза
Снятие рычага ручного тормоза
Снятие тормозного барабана
Замена рабочего тормозного цилиндра
Замена задних тормозных колодок (бараб.)
ABS (описание, диагностика, ошибки)
Замена датчиков ABS
Замена блока ABS
Замена тормозных шлангов и трубок
Замена и регулировка регулятора давления