Тормозная система
Рабочая тормозная система |
Двухконтурная с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем |
Тормозные механизмы: | |
- передних колёс |
Дисковые |
- задних колёс |
Барабанные или дисковые |
Запасная тормозная система |
Каждый контур рабочей тормозной системы |
Стояночная тормозная система |
С механическим тросовым приводом к тормозным механизмам задних колес |
Минимально допустимая толщина фрикционного слоя колодок, мм: |
|
- для колодок передних дисковых тормозов |
2,0 |
- для колодок задних дисковых тормозов (для авт. с дисковыми тормозами) |
2,0 |
- для накладок задних барабанных тормозов (для авт. с барабанными тормозами) |
1,0 |
Автомобиль имеет три тормозные системы:
- рабочую с двухконтурным гидравлическим приводом и диагональным разделением контуров (рис. 6.1). Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой -левого переднего и правого заднего.
При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью;
- запасную, функцию которой выполняет каждый контур рабочей тормозной системы;
- стояночную, действующую на стояночные тормозные механизмы задних колес.
Рис. 6.1. Схема привода рабочей тормозной системы: 1 - тормоз дисковый передний правый; 2 - ротор АБС передний;3 - датчик АБС передний; 4- комбинация приборов; 5 - вакуумный усилитель с главным тормозным цилиндром и бачком; 6 - кронштейн с педалью тормоза; 7 - тормоз дисковый задний правый; 8 - ротор АБС задний; 9 - датчик АБС задний;10- тормоз дисковый задний левый; 11- тормоз дисковый передний левый; 12 -гидрорегулятор;
РАБОЧАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Рабочая тормозная система состоит из дисковых тормозных механизмов на всех колесах и гидравлического привода. Управляется привод подвесной педалью, расположенной на щитке передка кабины, механически связанной с вакуумным усилителем тормозного модуля.
Гидравлический тормозной привод (рис. 6.2) включает:
- тормозной модуль (вакуумный усилитель (0204798191 ф. «BOSCH») с главным тормозным цилиндром и бачком);
- гидрорегулятор с датчиками АБС, установленными в колесных узлах.
Гидрорегулятор C41R92.3538020 в состоянии поставки - не заполнен тормозной жидкостью.
- трубопроводы.
В бачке главного цилиндра установлен поплавковый датчик сигнализатора аварийного падения уровня тормозной жидкости.
Рис. 6.2. Установка привода рабочей тормозной системы: 1- втулка гибкого шланга; 2,10 - гайки;3 - болты; 4 - кронштейн шланга задних тормозов левый; 5 - скоба крепления гибкого шланга; 6- шланг гибкий задних тормозов; 7 - муфты соединительные; 8- скоба крепления трубки; 9 - шланги гибкие передних тормозов; 11 - кронштейн шлангов нижний; 12, 24, 25 - шланги гибкие тормозов; 13 - трубка от гидрорегулятора к шлангу переднего левого контура; 14 - трубка от гидрорегулятора к шлангу заднего левого контура; 15 - усилитель вакуумный с главным цилиндром тормозов и бачком; 16 - клапан обратный усилителя тормозов, 17 (Для автомобилей с дизельным двигателем),27 - хомуты; 18 - рукав; 19 - трубка от первичной полости главного цилиндра к гидрорегулятору; 20 - трубка от вторичной полости главного цилиндра к гидрорегулятору; 21 - гидрорегулятор АБС; 22 - трубка от гидрорегулятора к шлангу переднего правого контура; 23 - трубка от гидрорегулятора к шлангу заднего правого контура; 26- трубка защитная крепления трубопроводов; 28 - трубка от муфты к муфте поперечная; 29 - трубка от муфты к муфте правая; 30 - трубка от муфты к шлангу заднего правого тормоза; 31 - кронштейн шланга задних тормозов правый; 32 - трубка от муфты к шлангу заднего левого тормоза; 33 - трубка от муфты к муфте левая;34;35 - трубки от шланга к соединительной муфте; 36 - трубка от шланга к шлангу левого переднего тормоза; 37 - трубка от шланга к шлангу правого переднего тормоза
ЗАПАСНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
В случае разгерметизации одного из контуров рабочей тормозной системы и утечки жидкости на комбинации приборов загорается сигнализатор красного цвета (его включает поплавковый датчик аварийного падения уровня жидкости).
Оставшийся исправный контур обеспечивает достаточно эффективное торможение автомобиля, при этом увеличивается ход педали и торможение начинается в начале второй половины полного хода.
ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ РАБОЧЕЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
Педаль тормоза
Педаль 2 (рис. 6.3) тормоза шарнирно установлена на распорной втулке 10 кронштейна 3 педали, который присоединен к щитку передка. Кронштейн крепится шестью гайками, четыре из которых крепят одновременно и тормозной модуль 1.
Рис. 6.3. Установка тормозного модуля и педали тормоза: 1 - тормозной модуль; 2 - педаль тормоза; 3 - кронштейн педали тормоза; 4 -шланг; 5 - трубопроводы; 6 - шланг подвода разрежения; 7, 9, 17 - гайки; 8 - втулки оси педали; 10 - втулка распорная; 11 - выключатель сигнала торможения; 12 - стопор оси толкателя; 13 - ось толкателя; 14 - болт; 15 - прокладка; 16 - клапан обратный усилителя тормозов; 18, 19 (Для автомобилей с дизельным двигателем) - хомуты; 20 - гайки регулировочные
К педали шарнирно присоединен толкатель вакуумного усилителя. На кронштейне закреплен выключатель 11 сигнала торможения. Шарнирное соединение педали с распорной втулкой для уменьшения трения снабжено пластмассовыми втулками 8.
Вакуумный усилитель с главным тормозным цилиндром и бачком
Вакуумный усилитель с главным тормозным цилиндром и бачком (тормозной модуль) установлен под капотом слева и закреплен на щитке передка с помощью четырех гаек. Между вакуумным усилителем и щитком передка установлена прокладка 15 (входит в комплект модуля).
Тормозной модуль соединяется с педалью 2 тормоза с помощью толкателя через ось 13, которая стопорится стопором 12.
Технические данные тормозного модуля
Вакуумный усилитель: двухкамерный с размерностью камер 9+9 ”, полный ход толкателя усилителя в сборе с главным тормозным цилиндром 41,3-43,5 мм.
Главный цилиндр: номинальный ход поршня первичной полости - 21 мм, поршня вторичной полости - 21 мм, рабочий диаметр цилиндра 27 мм, резьба выходных отверстий под гидравлические трубопроводы М10х1.
ТОРМОЗА
Электрическая характеристика датчика уровня тормозной жидкости:
напряжение, В............................................12
сила тока, не более, А................................. 1
Герметичность вакуумного усилителя:
допустимые утечки вакуума в течение 15 с при температуре окружающей среды, мбар:
для нового усилителя при усилии на штоке 400 Н (40 кгс))
для изношенного усилителя (предельное значение) при усилии на штоке 400Н (40 кгс)
Герметичность нового главного цилиндра:
падение давления в течение 60 с, не более МПа:
при низком давлении (0,3 МПа)
при среднем давлении (7 МПа)
при высоком давлении (14 МПа)
Герметичность изношенного главного цилиндра:
падение давления в течение 60 с, не более МПа:
при низком давлении (0,3 МПа)
при среднем давлении (7 МПа)
при высоком давлении (14 МПа)
Вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр показаны на рис. 6.4 и 6.5.
Рис. 6.4. Вакуумный усилитель: 1 - шпилька передняя (для крепления главного тормозного цилиндра); 2 - корпус вакуумного усилителя; 3 - прокладка; 4 - шпилька задняя (для крепления модуля к щитку передка); 5 - толкатель поршня
Рис. 6.5. Главный тормозной цилиндр в сборе с бачком: 1 - крышка бачка; 2 - бачок; 3 - кольцо уплотнительное; 4 - главный тормозной цилиндр; 5 - заглушки
Тормозные механизмы передних и задних колес
Тормозные механизмы (рис. 6.6 и 6.7) передних и задних колес дисковые с плавающей скобой, одинаковы по конструкции и отличаются размерностью.
Рис. 6.6. Установка тормозного механизма передних колес: 1 - рычаг верхний подвески; 2 - щит переднего тормоза; 3 -диск тормозной; 4 - болты; 5 - шланг тормозной; 6 - клапан перепускной с колпачком; 7- тормоз дисковый левый; 8 - стойка подвески; 9 - рычаг нижний подвески
Рис. 6.7. Установка тормозного механизма задних колес: 1 - картер заднего моста; 2 -болты; 3 -тормоз стояночный левый; 4 -диск тормозной; 5 - клапан перепускной с колпачком; 6- тормоз дисковый левый; 7 - шланг тормозной;
На обеих осях на левую сторону установлен левый тормоз (таб. 6.1), на правую сторону - правый.
Таблица 6.1
Обозначение по ГАЗ |
Обозначение по поставщику (фирма «Мандо») |
Наименование |
A21R23.3501136 |
ВС101-414-00 |
Тормоз дисковый передний правый |
A21R23-3501137 |
ВС100-414-00 |
Тормоз дисковый передний левый |
C41R92.3502136 |
ВС103-249-00 |
Тормоз дисковый задний правый |
C41R92.3501137 |
ВС102-249-00 |
Тормоз дисковый задний левый |
Тормозной диск имеет вентиляционные каналы для уменьшения нагрева при торможении и крепится болтами (винтами - для задних колес) к ступице колеса. Болты (винты) крепления устанавливаются на герметик.
Основание скобы тормозного механизма передних колес закреплено болтами к стойке подвески, основание скобы тормозного механизма задних колес закреплено болтами к фланцу цапфы картера моста. Болты крепления устанавливаются на герметик.
Устройство переднего тормозного механизма показано на рис. 6.8, заднего-на рис. 6.9.
Корпус скобы через направляющие пальцы подвижно связан с основанием.
Защитные чехлы предохраняют пальцы от грязи и влаги. В корпусе размещены поршни и детали их уплотнения: кольца и защитные колпаки. Для удаления воздуха из цилиндра предусмотрен перепускной клапан с колпачком. Тормозные колодки расположены в основании и поджаты к уступам основания пружинами, закрепленными на основании.
Рис. 6.8. Состав переднего тормозного механизма: 1 -тормозная колодка в сборе внешняя; 2 - пружины колодки; 3 -тормозная колодка в сборе внутренняя; 4 - защитный колпак поршня; 5 - направляющий палец нижний; 6 - корпус скобы; 7 - клапан перепускной с колпачком; 8 -защитная заглушка; 9 - болт направляющего пальца; 10 - уплотнительное кольцо; 11 -направляющий палец верхний;12- поршень; 13 - чехол пальца; 14 - основание скобы
Рис. 6.9. Состав заднего тормозного механизма: 1 - корпус скобы; 2 - клапан перепускной с колпачком; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - направляющий палец верхний; 5 - чехол пальца; 6 - защитный колпак поршня; 7 - основание скобы; 8 - пружины колодки; 9 -тормозная колодка в сборе внутренняя; 10 -тормозная колодка в сборе внешняя; 11 - направляющий палец нижний; 12- поршень; 13 - болт направляющего пальца; 14 -защитная заглушка;
При торможении под давлением жидкости в гидроприводе поршень, перемещаясь в корпусе, прижимает внутреннюю тормозную колодку к диску; а сам корпус, смещаясь на пальцах в направлении, противоположном движению поршня, прижимает к диску наружную колодку. Давление обеих колодок на диск одинаково и прямо пропорционально давлению в гидроприводе.
При растормаживании колодки отходят от диска на расстояние, определяемое упругостью уплотнительного кольца и величиной фаски в канавке корпуса, что обеспечивает автоматическое регулирование зазора между колодками и диском и компенсирует износ накладок.
СТОЯНОЧНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Стояночная тормозная система (рис. 6.10) имеет механический привод, действующий на стояночные тормозные механизмы задних колес.
Рис. 6.10. Стояночная тормозная система: размер А соответствует 1-2 ниткам резьбы; 1- рычаг приводной; 2, 22 - скобы крепления троса; 3, 13,21 - болты; 4 - кронштейн крепления оболочки троса левый; 5-втулка; 6,10,11,19 - гайки; 7 - уравнитель; 8,14 - пальцы; 9 - шплинт; 12- шайба; 15- кожух;16- винт специальный; 17- выключатель контрольной лампы ручного тормоза; 18 - рычаг стояночного тормоза; 20-опора оболочки троса; 23 - трос передний; 24 - троса задние;25- кронштейн крепления оболочки троса правый
Стояночные тормозные механизмы (правый, левый) барабанного типа встроены в колесные узлы заднего моста и закреплены винтами к фланцам цапф картера моста. Винты крепления стояночного тормоза установлены на герметик. В качестве тормозного барабана стояночного тормоза используется внутренняя поверхность диска рабочего тормоза.
На левую сторону заднего моста установлен левый стояночный тормоз (таб. 6.2), на правую сторону - правый.
Таблица 6.2
Обозначение по ГАЗ |
Обозначение по поставщику (фирма «Мандо») |
Наименование |
G41R92.3507010 |
ВD103-013-00 |
Тормоз стояночный правый |
G41R92-3507011 |
ВD102-013-00 |
Тормоз стояночный левый |
Устройство стояночного тормозного механизма показано на рис. 6.11.
Рис. 6.11. Стояночный тормозной механизм (правый/левый): 1- колодка с фрикционной накладкой; 2,8 - пружины стяжные; 3 - обойма регулировочного звена; 4 - винт регулировочный; 5 - стержень; 6 - пружина прижимная; 7 - основание (правое/левое); 9 - корпус разжимного звена; 10 - рычаг приводной; 11 - ось разжимного звена; 12- щит опорный в сборе, (правый/левый); 13 - кронштейн троса (правый/левый), 14 - болт; 15 - чехол защитный
Привод состоит из рычага 18 (рис. 6.10), переднего троса 23 и задних тросов 24, соединенных между собой уравнителем 7 и закрепленных на кронштейне, приваренном к поперечине рамы. Задние тросы воздействуют на рычаги 1, входящие в состав разжимных звеньев колодок стояночных тормозных механизмов задних колес.
При перемещении рычага 18 вверх колодки тормозных механизмов прижимаются к барабанам, затормаживая автомобиль. Рычаг 18 фиксируется при помощи храпового механизма, состоящего из зубчатого сектора и собачки. Если включено зажигание, на комбинации приборов загорается прерывистым светом красный сигнализатор.
Для растормаживания следует слегка потянуть рычаг вверх, нажать на кнопку на торце рукоятки и полностью переместить рычаг вниз, при этом сигнализатор на комбинации приборов гаснет.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
Техническое обслуживание тормозной системы включает проведение плановых работ, предусмотренных сервисной книжкой и руководством по эксплуатации автомобиля, и выполнение работ, связанных с поддержанием работоспособности автомобиля.
В эксплуатации периодически проверяют исправность системы сигнализации (аварийного падения уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра), герметичность гидравлического привода тормозов, а также исправность рабочей тормозной системы и работоспособность стояночной. Подтекание тормозной жидкости не допускается.
Общие требования к ремонту тормозной системы
Моменты затяжки:
- гаек гидравлических трубопроводов - 15-25 Н-м (1,5-2,5 кгс-м);
- хомутов вакуумного шланга - 1,5-3,5 Н-м (0,15-0,35 кгс-м).
Трубопроводы должны быть надежно закреплены в удерживающих скобках.
При обнаружении на тормозных шлангах трещин, вздутий и видимых мест перетирания шланги заменить новыми. Защитные чехлы не должны иметь сквозных повреждений.
При ремонте тормозной системы после отсоединения трубопроводов от узлов тормозной системы необходимо закрыть отверстия трубопроводов и узлов заглушками, чтобы предотвратить утечку жидкости и попадание пыли и грязи в систему.
Перед выполнением ремонтных работ снятые с автомобиля узлы тормозной системы должны быть тщательно промыты теплой водой с моющими средствами и высушены сжатым воздухом. Применение бензина, дизельного топлива, трихлорэтилена или других минеральных растворителей недопустимо, так как они повреждают резиновые детали. Для смазки трущихся деталей при сборке применяют жидкости НГ-213 ТУ 38.101.129-80 или касторовое масло ГОСТ 6757-73.
ПРОВЕРКА РАБОЧЕЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
Работоспособность вакуумного усилителя проверяют следующим образом. При неработающем двигателе необходимо предварительно нажать на тормозную педаль 3-4 раза, а затем нажать на педаль и, удерживая ее с усилием 300-400 Н (30-40 кгс), запустить двигатель. При исправном усилителе педаль переместится к полу. Если педаль не перемещается или перемещение затруднено, причина в неисправности усилителя или вакуумного насоса (дизель).
Необходимо убедиться также в герметичности вакуумного усилителя и обратного клапана. Для этого следует заглушить двигатель, сделать выдержку 1 -2 мин и нажать несколько раз на педаль. Во время первых трех нажатий должен быть слышен шум воздуха, входящего в усилитель. Если этого не происходит, вакуумный усилитель или обратный клапан неисправны.
Исправность системы сигнализации аварийного падения уровня жидкости в бачке главного цилиндра проверяют следующим образом: при уровне тормозной жидкости в бачке главного цилиндра ниже минимального уровня на комбинации приборов (при включенном зажигании) должен загореться сигнализатор красного цвета.
Проверить эффективность тормозной системы и работоспособность антиблокировочной системы тормозов на стенде.
Тормозная сила на каждом переднем колесе должна быть не менее 1170 Н (120 кгс), на каждом заднем - не менее 1170 Н (120 кгс), при усилии на педали тормоза 420-440 Н (43-45 кгс) с неработающем двигателем и 45-65 Н (4,5-6,5 кгс) с работающим двигателем.
Разница тормозных сил по колесам передней оси не должна превышать 20 %, по колесам задней оси - 20 % от наибольшего значения тормозной силы. Колебание тормозной силы на каждом колесе, при постоянном усилии на педали тормоза, не должно превышать 30% от наибольшего значения тормозной силы.