Проверка и регулировка привода стояночной тормозной системы
Проверка стояночного тормоза
Стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне 25% при перемещении рычага в салоне автомобиля на 13 зубцов (щелчков) храпового устройства.
Уклон, на котором автомобиль с полной нагрузкой должен удерживаться стояночной тормозной системой, не менее — 16%
1. Для проверки правильности регулировки стояночного тормоза найдите вблизи места стоянки вашего автомобиля эстакаду или погрузочный пандус высотой Н, равной 1,25 м, при длине въезда L, равной 5 м (рис. 1). Такое соотношение соответствует уклону 25%.
2. При отсутствии такого пандуса для упрощенной проверки стояночного тормоза поставьте автомобиль на ровной площадке. Рычаг переключения передач установите в нейтральное положение, поднимите полностью рычаг стояночного тормоза. Выйдите из автомобиля и попробуйте сдвинуть его с места. Если вам это удалось сделать, срочно отрегулируйте привод стояночного тормоза.
РЕГУЛИРОВКА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА НА АВТОМОБИЛЕ С ЗАДНИМИ ДИСКОВЫМИ ТОРМОЗАМИ
Рис. 6.10. Стояночная тормозная система: размер А соответствует 1-2 ниткам резьбы; 1- рычаг приводной; 2, 22 - скобы крепления троса; 3, 13,21 - болты; 4 - кронштейн крепления оболочки троса левый; 5-втулка; 6, 10, 11, 19 - гайки; 7 - уравнитель; 8, 14 - пальцы; 9 - шплинт; 12- шайба; 15- кожух;16- винт специальный; 17- выключатель контрольной лампы ручного тормоза; 18 - рычаг стояночного тормоза; 20-опора оболочки троса; 23 - трос передний; 24 - троса задние;25- кронштейн крепления оболочки троса правый
Если рычаг 18 (см. рис. 6.10) стояночного тормоза перемещается на максимально возможный ход (до упора) и при этом невозможно достичь на рукоятке усилия 392 Н (40кгс), приложенного к середине ручки рычага, или наблюдается низкая эффективность торможения, следует отрегулировать привод стояночного тормоза следующим образом:
- установить автомобиль на ровную горизонтальную площадку, подложить противооткатные упоры под передние колеса;
- опустить рычаг ручного тормоза 18 в крайнее нижнее положение, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение;
- ослабить гайки крепления задних колес, поднять заднюю часть автомобиля так, чтобы колеса не касались плоскости опоры, установить мост на подставку, затем снять колеса;
- полностью ослабить натяжение тросов, отпустив регулировочную гайку 11 в зоне крепления переднего троса 23; ослабить крепление скобы 22;
- повернуть тормозной диск, совместив регулировочное отверстие в диске с зубьями обоймы регулировочного звена стояночного тормозного механизма (рис. 6,12);
Рис.6.12.Регулировка стояночного тормозного механизма (без снятия ступицы с тормозным диском)
- отверткой с прямым шлицем вращать обойму до затормаживания диска, затем в обратную сторону на 7-8 зубьев. Диск должен свободно проворачиваться от руки;
-в той же последовательности отрегулировать второй стояночный тормозной механизм (вращение обоймы производится в противоположную сторону);
- вращать гайку 11 (см. рис. 6.10) регулировочного наконечника переднего троса до момента страгивания одного из приводных рычагов 1. Дальнейшее перемещение приводных рычагов может привести к притормаживанию механизмов и преждевременному износу тормозных накладок в эксплуатации;
- законтрить регулировочную гайку 11 контрогайкой 10 моментом 23,5-35,3 Н-м (2,4-3,6 кгс-м), затянуть гайку крепления скобы 22 моментом 6,7-9,0 Н-м (0,68-0,91 кгс);
- установить на место задние колеса, опустить автомобиль, затянуть гайки колес требуемым моментом.
При правильно отрегулированном приводе рычаг стояночного тормоза должен перемещаться на ход 6-8 щелчков при приложении усилия к ручке рычага 392 Н (40кгс).
Отрегулируйте таким же образом и механизм стояночного тормоза противоположного колеса.
В случае замены тросов необходимо выполнить следующие требования:
- резьбу гаек 6 и11 и наконечников оболочек тросов смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 или смазки Лита ОСТ 38.001.295-83
- кронштейны 4 и 25 и палец 14 устанавливать, как показано на рис.6.10.
Размер А выступающей резьбовой части наконечника оболочки должен соответствовать не более двум ниткам резьбы.
РЕГУЛИРОВКА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА НА АВТОМОБИЛЕ С ЗАДНИМИ БАРАБАННЫМИ ТОРМОЗАМИ
Вам потребуются: торцовые головки «на 9», «на 27», два ключа «на 24».
Установите рычаг стояночного тормоза в крайнее нижнее положение.
Ослабьте гайки крепления переднего и двух задних тросов к кронштейну.
Установите упоры под передние колеса. Приподнимите и установите на опоры заднюю часть автомобиля.
(колеса для наглядности сняты)
Снимите заглушку А на щите тормоза. Ослабьте гайку В крепления эксцентрика Б и поверните его до упора против часовой стрелки, проворачивая колесо. Медленно поворачивайте эксцентрик по часовой стрелке, вращая колесо до тех пор, пока колесо можно еще будет вращать свободно от руки (допускается небольшое касание фрикционными накладками колодок тормозных барабанов). После регулировки затяните гайку крепления моментом 24-36 Н м, удерживая эксцентрик от проворачивания. Установите на место заглушку.
С помощью гаек 3 (см. рис. ниже) ...
...установите уравнитель 9 так, чтобы расстояние А от переднего торца кронштейна до задней части уравнителя составило 144-150 мм.
При этом уравнитель должен располагаться перпендикулярно продольной оси автомобиля. Затяните гайки 3 крепления переднего троса и затем гайки крепления задних тросов 5 и 8.
А - контрольный размер (144-150 мм); 3 - гайки; 4 - кронштейн; 5, 8 - задние тросы; 9 - уравнитель
В случае перекоса одного из тросов, или невозможности добиться регулировки только с помощью переднего троса, то также, двумя ключами «на 24» ослабляем затяжку гаек крепления оболочки заднего левого, или правого троса и, перемещая гайки по резьбовой части оболочки, добиваемся устранения люфта между наконечником троса и впадиной на уравнителе.
Натяжение переднего троса можно отрегулировать, переставляя наконечник в другое отверстие.
Если стояночный тормоз отрегулирован правильно, рычаг при усилии 600 Н перемещается на 13 щелчков. Во время движения автомобиля без торможения тормозные барабаны не должны нагреваться.