Руководство по ремонту ГАЗель
- NEXT -

Рулевой механизм (рейка) - описание, обслуживание, снятие и установка


Реечный рулевой механизм с сервоприводом ZF

рулвой механизм
Рис. 5.2. Рулевой механизм: 1 - рулевой механизм; 2 - наконечник рулевой с шарниром; 3 - гайка; 4,6 - хомуты; 5 - кожух защитный внутреннего шарнира; 7 - внутренний шарнир в сборе с боковой тягой; 8 - рейка рулевого механизма

Техническая характеристика рулевого механизма
Полный ход рейки, мм.......... 160
Передаточное отношение (ход рейки на оборот входного вала), мм/об.............. 47
Сила на концах рейки при давлении масла 11,5МПа (115 кгс/см2), Н- (кгс-)....... 12900 (1290)

рулевая рейка

Для повышения уровня безопасности дорожного движения мы рекомендуем проводить техническое обслуживание системы рулевого управления каждые 50 000 км.

РАБОТЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

Проверка качества затяжки крепежных болтов

Проверьте, плотно ли затянуты болты рулевого механизма (рулевой механизм, детали трансмиссии, рулевая колонка).

При необходимости затяните болты в соответствии с инструкциями производителя транспортного средства.

Проверка положения прямолинейного движения рулевого управления и автомобиля

Установите передние колеса на поворотные круги.

Определите общее число оборотов рулевого колеса.

От точки упора поверните рулевое колесо на количество оборотов, составляющее половину общего количества оборотов рулевого колеса.

Затем продолжите вращение до тех пор, пока отметки на входном валу рулевого механизма/ защитном колпаке не совпадут с отметками на корпусе клапана.

Проверьте, находятся ли ведущие колеса в положении прямолинейного движения.

Корректировка осуществляется путем дальнейшего вкручивания или выкручивания рулевых тяг в месте шаровых шарниров.

Необходимость в корректировке установки может быть следствием предшествующего аварийного случая.

Поэтому:

• проверьте, не установлен ли рулевой механизм в искривленном положении;

• проверьте все другие детали трансмиссии на наличие изгибов, трещин и скручиваний.

Запрещается выпрямлять деформированные части; их следует заменить.

Проверка люфта рулевой колонки

Проверьте колонку рулевого управление на наличие люфта путем перемещения рулевого колеса (в одну и другую сторону). Если люфт присутствует, проверьте установку подшипника рулевой колонки или замените его.

Проверка карданного вала и диска карданного вала между верхним входным рулевым валом и рулевым механизмом на наличие углового зазора или тугого хода

В случае обнаружения зазора или тугого хода выполнить ремонт или замену неисправного компонента.

ПРОВЕРКА НА НАЛИЧИЕ ВНЕШНИХ УТЕЧЕК

• Запустите двигатель.

• Проверьте герметичность всех резьбовых соединений, магистралей системы рулевого управления, герметизирующих элементов рулевого механизма и насоса. При обнаружении утечек устраните их.

• Выключите двигатель.

ВИЗУАЛЬНЫЙ ОСМОТР

Проверьте все шланги и магистрали на наличие признаков износа; проверьте гофрированные чехлы и манжеты на наличие трещин, повреждений, скручиваний и плотность прилегания.

УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Присоединение сервотестера ZF Servotest

Присоедините сервотестер ZF Servotest [7418 798 600] к напорной магистрали между масляным насосом ZF и рулевым механизмом ZF (см. рис. ниже) в месте, которое бы позволило осуществлять точный мониторинг измеряемых показателей с водительского сидения.

Порядок присоединения и работы с сервотестером ZF Servotest [7418 798 600] см. в руководстве по эксплуатации сервотестера ZF Servotest.

1 Рулевой механизм

2 Насос

3 Бачок

4 Сервотестер ZF Servotest [7418 798 600]

ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГИДРАВЛИКИ СИСТЕМЫ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проверка натяжения приводного ремня

Проверьте натяжение приводного ремня.

Даже при максимальном давлении в системе рулевого управления приводной ремень должен обеспечивать передачу усилия без какого-либо проскальзывания.

Проверка максимального давления/понижения давления насоса ZF

Значение максимального давления указано на паспортной табличке насоса.

Заведите двигатель.

При работе двигателя на холостом ходу закройте дроссельный клапан сервотестера ZF Servotest [7418 798 600] и замерьте максимальное давление.

Работайте с максимальным давлением в течение короткого времени, не более 5 секунд; в противном случае произойдет чрезмерный нагрев внутренних компонентов насоса, что может привести к их преждевременному износу.

Верните дроссельный клапан в исходное положение.

Требуемое значение: Номинальное значение, указанное на паспортной табличке, +10%. Если требуемое значение не достигнуто, выполните замену насоса.

ПРОВЕРКА РАСХОДА НАСОСА

На холостом ходу двигателя закройте дроссельный клапан до такой степени, чтобы установилось тестовое давление (см. технический паспорт), необходимое для проверяемого типа насоса.

Замерьте расход насоса (требуемые значения указаны в техническом паспорте).

Если требуемое значение не достигнуто, выполните замену насоса.

Проверка максимального давления/ утечки в рулевом механизме

Установите максимальное давление в системе рулевого управления.

Для этого поверните рулевой механизм в крайнее положение или заблокируйте его посредством какого-либо подходящего устройства.

Приведите в действие клапан рулевого управления до максимума, тем самым установив максимальное давление.

Запустите двигатель на холостом ходу. Замерьте максимальное давление с помощью сервотестера ZF Servotest [7418 798 600].

Выполните аналогичное измерение, как описано выше, но вращайте рулевой механизм влево.

Если предварительно измеренное значение максимального давления не достигнуто, замените рулевой механизм. Замерьте расход (соответствующий расходу утечки) с помощью сервотестера ZF Servotest [7418 798 600]. Требуемое значение не должно превышать 1 дм3/мин.

Если требуемое значение превышено, выполните замену рулевого механизма.

НЕИСПРАВНОСТИ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Неисправность

Причина

Действия по устранению

Шум

Воздух в масле

Выполнить прокачку системы рулевого управления.

Слишком низкий уровень масла

Устранить утечку.

Долить масло.

Насос неисправен

Выполнить замену.

Тугой ход в обе стороны

Слишком низкий уровень масла

Устранить утечку.

Долить масло.

Подсос воздуха в систему рулевого управления (зона подсоса)

Устранить утечку.

Долить масло.

Выполнить прокачку системы рулевого управления.

Тугой ход карданного вала/ колонки рулевого управления

Проверить.

Выполнить замену.

Грязный масляный фильтр

Выполнить замену.

Рулевой механизм неисправен

Выполнить замену.

Насос неисправен

Выполнить замену.

Тугой ход в одну сторону

Рулевой механизм неисправен

Выполнить замену.

Тугой ход при быстром повороте руля

Подсос воздуха в систему рулевого управления (зона подсоса)

Устранить утечку.

Долить масло.

Выполнить прокачку системы рулевого управления.

Насос неисправен или установлена несоответствующая модель

Выполнить замену насоса

В случае отказа рулевой механизм не ремонтируется, а заменяется на новый (кроме замены наконечников в сборе, внутренних шарниров и их защитных колпаков).

Отказами рулевого механизма являются:

- рывки и заедания при вращении входного вала рулевого механизма;

- отсутствие или ухудшение самовозврата входного вала;

- нарушение внутренней герметичности (уменьшение максимального давления масла);

- нарушение наружной герметичности (каплепадение), не устранимое подтяжкой соединений;

- увеличенный зазор в зацеплении пары «шестерня - рейка»;

Снятие рулевого механизма

Вам потребуются: ключи «на 13», «на 16», «на 19», «на 22», торцовая головка «на 13», съемник шаровых шарниров.

Рулевой механизм снимают для замены или ремонта, для замены рулевых тяг или поврежденных защитных чехлов. Однако учитывайте, что рулевой механизм - важнейший элемент обеспечения безопасности движения. Низкокачественный ремонт механизма может привести к тяжелым последствиям, поэтому при необходимости ремонтируйте его только в специализированной мастерской или заменяйте новым.

- установите автомобиль на смотровую канаву (или на подъемник) и затормозите стояночным тормозом.

- слить масло из системы ГУР (см. тут);

- установить рулевой механизм в среднее положение (стрелка Б (рис. 5.9) на крышке входного вала рулевого механизма должна совпадать со следом А разъёма литьевой формы на корпусе распределителя. Управляемые колеса при этом должны находиться в положении прямолинейного движения);


Рис. 5.9. Установочные метки на рулевом механизме: А - метка на приливе рулевого механизма (меткой служит след от линии разъема на корпусе распределителя); Б - метка на крышке входного вала

- зафиксировать рулевое колесо от поворота, исключив вращение крышки токоподающего устройства;

- отсоединить трубки сливного и нагнетательного шлангов от рулевого механизма, отвернув гайки наконечников и слить остаток масла;

Резиновые уплотнительные кольца напорного и сливного трубопроводов заменяйте новыми при каждой разборке соединений.

- в подкапотном пространстве отвернуть и вынуть болт крепления вилки карданного вала рулевого управления к входному валу рулевого механизма, и вывести вилку из зацепления с входным валом;

- отвернуть гайки крепления пальцев шарниров боковых тяг рулевого механизма к поворотным рычагам стоек;

- выпрессовать пальцы шарниров из конических отверстий поворотных рычагов стоек съемником (рис. 5.8), вращая болт 2;


Рис. 5.8. Съемник шаровых пальцев: 1 и 3 - рычаги; 2 - болт

- выверните два болта крепления рулевого механизма к поперечине передней подвески и извлеките болты из отверстий его картера.

- отверните гайку нижнего болта скобы крепления рулевого механизма к поперечине передней подвески...

...удерживая болт от проворачивания вторым ключом...

...и извлеките болт из отверстий скобы и поперечины.

- налогично отверните гайку верхнего болта крепления скобы, извлеките болт и снимите скобу.

- снять с передней подвески рулевой механизм

- если необходимо, выверните стяжной болт клеммового соединения нижнего промежуточного вала и вала-шестерни рулевого механизма и отсоедините от механизма промежуточный вал.

Установка рулевого механизма на автомобиль

Перед установкой на автомобиль зафиксировать входной вал рулевого механизма в среднем(нейтральном) положении, при котором стрелка Б (рис. 5.9) на крышке входного вала рулевого механизма должна совпадать со следом А разъёма литьевой формы на корпусе распределителя, а также выдержан размер В=645+1,5 мм (см. рис. 5.9 выше).

До регулировки схождения и установки рулевого колеса на автомобиль вращение входного вала не допускается.

Установку рулевого механизма необходимо проводить в следующей последовательности:

- установить управляемые колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой;

- установить рулевой механизм на переднюю подвеску и закрепить на кронштейнах, затянув нижний болт и гайку верхнего болта крепления рулевого механизма к левому кронштейну подрамника моментом 108-123 Н-м (11,0-12,5 кгс-м); гайки болтов крепления рулевого механизма к правому кронштейну подрамника - 21,5-24,5 Н-м (2,2-2,5 кгс-м). При сборке на резьбовую часть нижнего болта крепления рулевого механизма к левому кронштейну подрамника (на длине 3-5 ниток резьбы от торца) необходимо нанести слой анаэробного герметика Унигерм-6 ТУ2257-516-00208947-2009;

- установить и закрепить защитный экран (см. рис. 5.1) рулевого механизма, предварительно установив кронштейн экрана 23 на подрамник. При установке экрана вначале необходимо затянуть болт Е, а затем болт Д.

Момент затяжки болтов крепления экрана и кронштейна -6,9-8,8 Н-м (0,7-0,9 кгс-м).

- установить пальцы шарниров боковых тяг рулевого механизма в конические отверстия поворотных рычагов стоек и затянуть гайки крепления пальцев моментом 100-120 Н-м (10,2-12,2 кгс-м);

- расфиксировать рулевое колесо;

- установить нижнюю вилку карданного вала на входной вал рулевого механизма, совместив отверстие вилки с канавкой на входном валу, вставить болт в отверстие вилки усилием руки и затянуть моментом 26-30 Н-м (2,6-3,0 кгс-м);

- присоединить сливной и нагнетательный шланги к рулевому механизму, затянув гайки наконечников моментом 28-32 Н-м (2,9-3,2 кгс-м).

Окончательную затяжку гайки 20 (рис. 5.1) крепления трубки сливного шланга 16 производить после закрепления трубки в скобе 15;

- заполнить гидросистему маслом и прокачать. Проверить герметичность соединений;

- отрегулировать схождение колес;

- при отклонении плоскости симметрии рулевого колеса от вертикальной плоскости, проходящей через ось рулевой колонки более 5° (при этом рулевой механизм должен находиться в среднем положении, а управляемые колеса в положении, соответствующем прямолинейному движению автомобиля) провести снятие и установку рулевого колеса так, чтобы вышеуказанное отклонение было не более 5° (см. подразделы «Снятие рулевого колеса», «Установка рулевого колеса»).

ИЗ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА ZF

Снятие рулевого механизма

Соблюдение описанных ниже процедур является обязательным и относиться ко всем работам, выполняемым с механизмами ZF/ZF Lenksysteme.

Кроме того, следует соблюдать указания производителя транспортного средства.

• Поверните рулевой механизм в положение прямолинейного движения.

• Тщательно очистите рулевой механизм и детали рядом с ним, в особенности, соединения магистралей.

• Снимите нагрузку с переднего моста, подняв его домкратом.

• Отвинтите напорные и возвратные магистрали.

• Включите двигатель примерно на 10 секунд и соберите выходящее масло.

• Поверните рулевой механизм от одного крайнего положения до другого.

• Закройте все маслопроводы (во избежание загрязнения).

• Ослабьте карданный вал или эластичную муфту между рулевым механизмом и рулевой колонкой.

• С помощью стандартного инструмента снимите шаровой шарнир с системы подвески колес.

• Открутите крепежные болты и удалите рулевой механизм.

Установка

Внимание:
Соблюдение описанных ниже процедур является обязательным и относиться ко всем работам, выполняемым с механизмами ZF. Кроме того, следует соблюдать указания производителя транспортного средства.

Самостопорящиеся гайки, винты, элементы герметизации и элементы крепления должны быть заменены.

Если рулевой механизм заменяется в результате дорожно-транспортного происшествия, необходимо проверить на наличие повреждений и другие части системы рулевого управления, такие как шины, обода колес, мосты, подвески мостов, а также другие механические соединительные части (даже если отсутствуют видимые повреждения).

При необходимости замените поврежденные части.

Разомкните электрическую цепь (выключите зажигание и отсоедините отрицательный полюс аккумулятора).

Поверните передний мост транспортного средства в положение прямолинейного движения (колеса передней и задней осей должны быть полностью параллельны друг другу).

Проверьте, находится ли механизм рулевого управления также в положении прямолинейного движения. (Если да, то отметки на входном валу рулевого механизма/защитном колпаке (при наличии такового) должны совпадать с отметками на корпусе клапана).

Поверните рулевое колесо в положение прямолинейного движения.

Разместите рулевую колонку на входном валу рулевого механизма и закрепите ее (моменты затяжки см. в инструкциях производителя транспортного средства).

Точно установите рулевой механизм в то же самое положение, что и при начальной установке, и закрепите его с помощью болтов, гаек, шайб и т.п. (моменты затяжки см. в инструкциях производителя транспортного средства).

Присоедините шаровой шарнир к рулевому механизму (моменты затяжки см. в инструкциях производителя транспортного средства).

Внимание:
При затяжке рулевых тяг необходимо поддерживать рейку прижатой у гаечного ключа (не использовать плоскогубцы!), иначе внутренние части механизма рулевого управления могут быть повреждены.

Подсоедините гидравлические магистрали (напорные и возвратные).

Моменты затяжки см. в инструкциях производителя транспортного средства.

Видео










Рулевое управление
Замена масла и прокачка ГУР
Замена насоса ГУР
Рулевой механизм
Замена рулевых наконечников
Замена рулевой тяги
Замена пыльника рулевой тяги
Снятие бачка системы ГУР
Снятие рулевой колонки
Снятие рулевого вала
Устройство рулевой колонки и вала
Снятие руля
Снятие кожуха рулевой колонки