Руководство по ремонту ГАЗель
- NEXT -

Антиблокировочная система


Антиблокировочная система тормозов серии АБС9 фирмы «Bosch» автомобилей «ГАЗель Next»

Автомобиль оборудован антиблокировочной системой тормозов (АБС) серии АБС9 фирмы «Bosch». AБС эффективна при экстренном торможении на дороге с различным покрытием (например, асфальт - лед) и предотвращает блокировку колес, находящихся в менее благоприятных по сцеплению условиях (на льду), обеспечивая минимальный тормозной путь автомобиля для данного дорожного покрытия при сохранении его устойчивости и управляемости. Данная АБС имеет функцию электронного регулятора тормозных сил (EBD), который исключает блокировку задних колес, вызывающую занос задней оси при торможении автомобиля с частичной загрузкой.

Электрическая часть АБС состоит из:

• гидроагрегата ф. «Bosch» 0 265 260 570 (С41К92.3538020) со встроенным электронным блоком управления 0 265 805 174 в моторном отсеке слева;


гидроагрегат АБС

• четырех датчиков скорости ф.«Bosch», расположенных в колесных узлах автомобиля (см. табл. 7.8);

датчик
датчик ABS

Таблица 7.8

Датчик АБС

Обозначение по ф. «Bosch»

Обозначение по ГАЗ

Количество на 1 авт., шт.

Передний левый/правый

0 265 009 569

A21R23.3862110

2

Задний левый1

0 265 008 033

-

1

Задний правый1

0 265 008 034

-

1

Задний левый/правый 2

0 265 004 191

C41R92.3862120

2

1 - Для автомобилей с задними барабанными тормозами
2 - Для автомобилей с задними дисковыми тормозами

• сигнализатора неисправности АБС и сигнализатора неисправности EBD в комбинации приборов;

• жгута проводов АБС, входящего в состав жгутов проводов автомобиля.

При каждом включении приборов и стартера сигнализатор неисправности АБС и сигнализатор неисправности EBD включаются на время около 3 секунд и затем выключаются. Это указывает на исправность электрических компонентов и цепей АБС, а также системы EBD. Допускается кратковременное включение сигнализатора неисправности АБС или АБС и EBD при пуске двигателя. Сигнализаторы неисправности АБС и EBD также включаются при обрыве цепи от комбинации приборов до электронного блока управления.

Постоянно включенное состояние сигнализатора неисправности АБС (оранжевого цвета), или его включение во время движения, указывает на возникшую неисправность АБС. При этом рабочая тормозная система сохраняет свою работоспособность как без АБС. Постоянно включенное состояние сигнализатора неисправности АБС и сигнализатора неисправности EBD (красного цвета) или их включение во время движения, указывает на неисправность системы АБС и BED.

При возникновении неисправности АБС или АБС и EBD, автомобиль должен пройти диагностику и ремонт на СТО.

Электрическая - принципиальная схема АБС9 тормозов автомобилей Next показана на рис. 7.59.

ДИАГНОСТИКА АБС ТОРМОЗОВ

Для точного выявления и устранения неисправностей электрических компонентов АБС необходимо, чтобы данные работы выполнялись специалистами, знающими базовые основы электротехники и умеющими разбираться в электрических схемах.

Диагностика АБС9 может выполняться только с помощью диагностического оборудования.

Для проведения диагностики АБС9, рекомендуется использовать тестер-сканер диагностический АСКАН-10 (производство ООО «АБИТ» г. Санкт-Петербург), с диагностическим кабелем Адаптером ПрМ230 (АБИТ.471080.310), а также с установленным модулем диагностики АБС9 ГАЗ (версия v1.11).

Обновленные версии инструкции по использованию тестера - сканера диагностического АСКАН-10 для диагностики АБС9 автомобилей «ГАЗ», можно найти в сети интернет на сайте производителя тестера - сканера по адресу: http: //www.abit.spb.ru/

Примечание
Диагностика невозможна при напряжении питания в бортовой сети автомобиля </= 6,6 В.


Рис. 7.59. Электрическая принципиальная схема АБС тормозов автомобилей «ГАЗель Next»

Для проведения диагностики АБС необходимо:

1. Подсоединить диагностический кабель Адаптер ПрМ230 к

быстроразъемному соединителю тестера АСКАН-10.

2. При положении «0» ключа выключателя приборов и стартера, подключить диагностический разъем Адаптера ПрМ230 к диагностической колодке OBDII автомобиля.

3. Повернуть ключ выключателя приборов и стартера в положение «I» включится подсветка дисплея тестера и на короткое время появится заставка, а затем главное меню тестера.

Для тестирования системы АБС9 необходимо запустить диагностический модуль «АБС 9 ГАЗ» из пакета «ГАЗ».

После запуска модуля на дисплее появится короткая заставка и после нее меню «РЕЖИМ».

После появления меню «РЕЖИМ» должен включиться зеленый светодиод «LINK», находящийся на лицевой панели ниже дисплея. Если включился красный светодиод «ERROR», находящийся на лицевой панели, ниже дисплея, необходимо проверить правильность подключения диагностического кабеля.

В меню «РЕЖИМ» содержатся следующие подразделы: «Описание ABS»; «Параметры»; «Неисправности»; «Разреж. и заполнение», «Прокачка

гидроагрегата»; «Тесты»; «Выход» см. рис. 7.60.

Рис. 7.60.

1. Меню подраздела «Описание ABS» показано на рис. 7.61.

Рис. 7.61.

1.1. В пункте «Идентификация» осуществляется просмотр

идентификационных параметров гидроагрегата см. рис.7.62.


Рис. 7.62.

1.2. В пункте «Вариант кодирования» осуществляется выбор варианта кодирования, соответствующего модели диагностируемого автомобиля см. рис. 7.63.


Рис. 7.63.

Внимание
Выбор варианта кодирования зависит от вида задних тормозов на автомобилях «ГАЗель Next».

1.3. В пункте «Индекс длины окружности» задается индекс длины окружности колеса для правильного отображения скорости автомобиля на спидометре и одометре в случае использования сигнала скорости автомобиля от блока управления ЛВС. Для автомобилей «Next» индекс - 12.

1.4. В пункте «О Программе» - осуществляется просмотр сведений о программном модуле данного тестера - сканера см.рис. 7.64.

Рис. 7.64.

2. В подразделе «Параметры» осуществляется просмотр значений некоторых параметров системы АВС. Список параметров разбит на страницы. В верхней строке находится информация о названии и номере текущей страницы и количестве страниц. Пример отображения параметров приведен на рис. 7.65.

Рис. 7.65.

Для перехода на другую страницу параметров, следует нажать клавишу с символомили .

Расширенное пояснение каждого параметра можно прочитать на дисплее тестера, нажав клавишу «F3»».

Расширенное наименование параметров, доступное при нажатии клавиши «F3» приведено в таблице 7.9.

Таблица 7.9

Страница параметров

Наименование параметров, отображаемое на дисплее

Расширенное наименование параметров, доступное при нажатии клавиши «F3»

Единица измерения

Стр.1

Скорость

V перед.лев.

Скорость переднего левого колеса

км/ч

V перед.прав.

Скорость переднего правого колеса

км/ч

V задн.лев.

Скорость заднего левого колеса

км/ч

V задн.прав.

Скорость заднего правого колеса

км/ч

Скорость

Скорость автомобиля

км/ч

Инд. длины окруж.

Индекс длины окружности колеса

Стр.2 Вх./Вых.

Бортсеть

Напряжение в сети питания электронного блока

В

Стоп-сигнал

Состояние выключателя стоп-сигнала

Вкл./Выкл.

Реле клапана

Состояние реле клапана

НЕ АКТИВ/ АКТИВ

Стр.3 Статус 1

Впуск. клапан ПЛ

Состояние впускного клапана переднего левого колеса

АКТИВ/ НЕ АКТИВ

Выпуск. клапан ПЛ

Состояние выпускного клапана переднего левого колеса

АКТИВ/ НЕ АКТИВ

Впуск. клапан ПП

Состояние впускного клапана переднего правого колеса

АКТИВ/ НЕ АКТИВ

Выпуск. клапан НП

Состояние выпускного клапана переднего правого колеса

АКТИВ/ НЕ АКТИВ

Впуск. клапан ЗЛ

Состояние впускного клапана заднего левого колеса

АКТИВ/ НЕ АКТИВ

Выпуск. клапан ЗЛ

Состояние выпускного клапана заднего левого колеса

АКТИВ/ НЕ АКТИВ

Заполнение

Статус прокачки гидроагрегата.

- НЕ ЗАК - заполнение не закончено;

- ОК - заполнение завершено с положительным результатом;

- НЕ ОК - заполнение завершено с отрицательным результатом;

- BOSCH - заполнен поставщиком.

НЕ ЗАК/

ОК/ НЕ ОК/

BOSCH

Стр.4 Статус 2

Впуск. клапан ЗП

Состояние впускного клапана заднего правого колеса

АКТИВ/ НЕ АКТИВ

Выпуск. клапан ЗП

Состояние выпускного клапана заднего правого колеса

АКТИВ/ НЕ АКТИВ

Мотор насоса

Состояние мотора насоса

АКТИВ/ НЕ АКТИВ

Контроллер EBD

Статус контроллера EBD

НЕ АКТИВ/ АКТИВ

Контроллер ABS

Статус контроллера ABS

НЕ АКТИВ/ АКТИВ

3. В подразделе «Неисправности» осуществляется просмотр текущих и сохраненных неисправностей, стирание кодов неисправностей, сохранение неисправностей в памяти тестера для вывода на печать.

Меню подраздела «Неисправности» показано на рис. 7.66.


Рис. 7.66.

Примеры записи кодов неисправностей показаны на рис. 7.67.

В верхней строке выводимого сообщения расположен заголовок окна -«Коды неисправностей», под ним расположена строка с тремя значениями. Первое значение- «4045» указывает цифровой код неисправности; второе -«НЕТ» или «Есть» указывает на устраненную, но сохраненную в памяти неисправность/ на текущую неисправность; третье - «1/1» указывает

порядковый номер неисправности/общее число неисправностей в системе АБС. Далее следует описание неисправности.


Рис. 7.67.

Неисправности АБС, их описания, возможные причины и способы устранения приведены в таблице 7.10.

Таблица 7.10

Цифровой код неисправности

Описание неисправности

Вероятная причина возникновения

Способы устранения

4035

Нет сигнала в цепи датчика скорости переднего левого колеса

- Датчик не соединен со жгутом по раме.

- Обрыв или замыкание на отрицательный или положительный вывод АКБ кабеля датчика или в жгуте по раме.

- Короткое замыкание проводов в жгуте по раме между собой.

- Неисправность датчика.

Соединить датчик со жгутом по раме.

Устранить неисправность жгута по раме или заменить жгут по раме.

Заменить датчик.

Некорректный сигнал цепи датчика скорости переднего левого колеса3)

- Большой, >1,49мм, зазор между датчиком и зубчатым ротором АБС.

- Повышенное, >0,21мм, биение зубчатого ротора АБС относительно оси вращения.

- Нарушена геометрия зубчатой поверхности ротора АБС.

Затянуть винт крепления датчика.

Заменить изношенный подшипник ступицы или ступицу в сборе с подшипником, или ротор (см. подраздел « Передняя подвеска»).

4040

Нет сигнала в цепи датчика скорости переднего правого колеса

- Датчик не соединен со жгутом по раме.

- Обрыв или замыкание на отрицательный или положительный вывод АКБ кабеля датчика или в жгуте по раме.

- Короткое замыкание проводов в жгуте по раме между собой.

- Неисправность датчика.

Соединить датчик со жгутом по раме.

Устранить неисправность жгута по раме или заменить жгут по раме.

Заменить датчик.

Некорректный сигнал цепи датчика скорости переднего правого колеса4)

- Большой, >1,49мм, зазор между датчиком и зубчатым ротором АБС.

- Повышенное, >0,21мм, биение зубчатого ротора АБС относительно оси вращения.

- Нарушена геометрия зубчатой поверхности ротора АБС.

Затянуть винт крепления датчика.

Заменить изношенный подшипник ступицы или ступицу в сборе с подшипником, или ротор (см. подраздел « Передняя подвеска»).

4045

Нет сигнала в цепи датчика скорости заднего левого колеса

- Датчик не соединен со жгутом по раме.

- Обрыв или замыкание на отрицательный или положительный вывод АКБ кабеля датчика или в жгуте по раме.

- Короткое замыкание проводов в жгуте по раме между собой.

- Неисправность датчика.

Соединить датчик со жгутом по раме.

Устранить неисправность жгута по раме или заменить жгут по раме.

Заменить датчик.

Некорректный сигнал цепи датчика скорости заднего левого колеса4)

- Большой, >1,49мм, зазор между датчиком и зубчатым ротором АБС.

- Повышенное, >0,21мм, биение зубчатого ротора АБС относительно оси вращения.

- Нарушена геометрия зубчатой поверхности ротора АБС.

Затянуть винт крепления датчика.

Отрегулировать затяжку подшипников ступицы. Заменить изношенные подшипники ступицы или ротор, или заменить ступицу в сборе с подшипниками и ротором (см. подраздел « Задний мост»).

4050

Нет сигнала в цепи датчика скорости заднего правого колеса

- Датчик не соединен со жгутом по раме.

- Обрыв или замыкание на отрицательный или положительный вывод АКБ кабеля датчика или в жгуте по раме.

- Короткое замыкание проводов в жгуте по раме между собой.

- Неисправность датчика.

Соединить датчик со жгутом по раме.

Устранить неисправность жгута по раме или заменить жгут по раме.

Заменить датчик.

Некорректный сигнал цепи датчика скорости заднего правого колеса5)

- Большой, >1,49мм, зазор между датчиком и зубчатым ротором АБС.

- Повышенное, >0,21мм, биение зубчатого ротора АБС относительно оси вращения.

- Нарушена геометрия зубчатой поверхности ротора АБС.

Затянуть винт крепления датчика.

Отрегулировать затяжку подшипников ступицы. Заменить изношенные подшипники ступицы или ротор, или заменить ступицу в сборе с подшипниками и ротором (см. подраздел « Задний мост»).

4060

Неисправность цепи впускного клапана переднего левого колеса

Неисправность гидроагрегата АБС

Заменить гидроагрегат АБС

4065

Неисправность цепи выпускного клапана переднего левого колеса

Неисправность гидроагрегата АБС

Заменить гидроагрегат АБС

4070

Неисправность цепи впускного клапана переднего правого колеса

Неисправность гидроагрегата АБС

Заменить гидроагрегат АБС

4075

Неисправность цепи выпускного клапана переднего правого колеса

Неисправность гидроагрегата АБС

Заменить гидроагрегат АБС

4080

Неисправность цепи впускного клапана заднего левого колеса

Неисправность гидроагрегата АБС

Заменить гидроагрегат АБС

4085

Неисправность цепи выпускного клапана заднего левого колеса

Неисправность гидроагрегата АБС

Заменить гидроагрегат АБС

4090

Неисправность цепи впускного клапана заднего правого колеса

Неисправность гидроагрегата АБС

Заменить гидроагрегат АБС

4095

Неисправность цепи выпускного клапана заднего правого колеса

Неисправность гидроагрегата АБС

Заменить гидроагрегат АБС

4110

Неисправность в цепи мотора насоса -некорректный сигнал

Отсутствие контакта в цепи питания мотор насоса или обрыв цепи в результате короткого замыкания. Перегорание предохранителя номиналом 40А в блоке предохранителей F44. Неисправность гидроагрегата АБС.

Устранить неисправность жгута от АКБ к блоку управления гидроагрегата или заменить жгут по кабине и/или жгут по раме.

Заменить плавкую вставку в блоке предохранителей F44.

Заменить гидроагрегат.

4121

Неисправность цепи питания реле клапана

Отсутствие контакта в цепи питания реле клапана или обрыв цепи в результате короткого замыкания. Перегорание предохранителя номиналом 25А в блоке предохранителей F44. Неисправность гидроагрегата АБС.

Устранить неисправность жгута от АКБ к блоку управления гидроагрегата или заменить жгут по кабине и/или жгут по раме.

Заменить плавкую вставку в блоке предохранителей F44.

Заменить гидроагрегат.

4245

Некорректный сигнал колесных датчиков скорости

Обрыв любых групп проводов от 3-х датчиков в жгуте 30.

Обрыв проводов от 2-х задних датчиков скорости в жгуте 30. Неисправность любых трех датчиков АБС или датчиков АБС задней оси. Расхождение диаметра колес более 6%.

Устранить неисправность жгута по раме или заменить жгут.

Заменить датчики АБС.

Установить шины согласно требованиям для данного автомобиля, установить давление в шинах согласно требованиям для данного автомобиля.

4550

Сбой ЭБУ гидроагрегата

Неисправность блока управления гидроагрегата АБС

Заменить гидроагрегат АБС

4551

Ошибка варианта кодирования

Отсутствует вариант кодирования (гидроагрегат в состоянии поставки)

Установить вариант кодирования, в соответствии с моделью данного автомобиля

4800

Слишком высокое напряжение

Напряжение питания в бортовой сети автомобиля > 17 В

Устранить неисправности, связанные с повышенным/пониженным напряжением питания в бортовой сети автомобиля.

Слишком низкое напряжение

Напряжение питания в бортовой сети автомобиля < 9,6 В (скорость автомобиля > 6 км/ч)

4640

Некорректное значение индекса длины окружности колеса в EEProm.

Некорректный сигнал с блока управления гидроагрегата

Скорректировать индекс длины окружности колеса

4. С помощью подраздела «Разрежение и заполнение» осуществляется процедура заполнения тормозной системы и гидроагрегата тормозной жидкостью с помощью создания разрежения.

Тест выполняется на стоящем автомобиле с подключением специальной установки вакуумной прокачки.

Внимание
Не рекомендуется пользоваться данной программой без наличия дополнительного оборудования для создания разрежения и заполнения гидроагрегата. После замены и установки нового незаполненного гидроагрегата рекомендуется воспользоваться программой «Прокачка гидроагрегата».

5. С помощью подраздела «Прокачка гидроагрегата» осуществляется удаление воздуха и заполнение тормозной жидкостью внутренних контуров гидроагрегата.

Внимание
Прокачка гидроагрегата необходима только после установки нового гидроагрегата.

Производитель гидроагрегата, ф. «Bosch», отмечает необходимость использования устройства для прокачки, создающего избыточное давление не менее 2 Бар (~2 кгс-см2) в бачке тормозной жидкости.

Перед прокачкой гидроагрегата необходимо провести прокачку тормозной системы обычным способом (см. раздел «Тормоза», подраздел «Заполнение жидкостью (прокачка) тормозной системы»). Прокачка гидроагрегата проводится в 4 этапа со следующей обязательной последовательностью: прокачка левого заднего колеса; прокачка левого переднего колеса; прокачка правого переднего колеса; прокачка правого заднего колеса.

Меню подраздела «Прокачка АБС» показано на рис. 7.68.


Рис. 7.68.

В процессе прокачки необходимо нажимать и отпускать тормозную педаль автомобиля с периодичностью одно нажатие/отпускание примерно в четыре секунды, при этом необходимо следить, за уровнем тормозной жидкости в бачке главного цилиндра, не допуская сухого дна. Прокачка гидроагрегата производится только на автомобиле с неработающим двигателем. Во время прокачки аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена.

Во время прокачки гидроагрегата необходимо надеть на клапан прокачиваемого колеса трубку, поместив другой конец трубки в емкость с тормозной жидкостью, открыть клапан и производить нажатия на педаль тормоза.

После выбора этапа прокачки следует нажать клавишу «Enter». На дисплее появится сообщение в соответствии с рис. 7.69.

Рис. 7.69.

Для начала процедуры прокачки следует нажать клавишу «F2» см. рис.70.

Рис. 7.70.

При успешном завершении прокачки на дисплее выводится сообщение в соответствии с рис. 7.71.


Рис. 7.71.

По окончании прокачки данного колеса следует нажать клавишу «Esc».

P.S. В случае неуспешного завершения теста, сообщение в соответствии с рис. 7.70 не выводится. В этом случае следует повторить процедуру прокачки соответствующего колеса. Далее, при необходимости, следует проверить неисправности АБС и устранить их.

Аналогичным образом следует выполнить оставшиеся этапы прокачки. При успешном проведении всех этапов прокачки и в правильной последовательности (сначала левое заднее колесо, затем левое переднее, затем правое переднее и правое заднее), на дисплей выводится сообщение «Статус заполнения успешно записан».

При этом в разделе «Параметры» статус параметра «Заполнение» изменяется с «НЕ ЗАК» на «ОК».

6. В подразделе «Тесты» осуществляется проверка правильности подключения трубопроводов, динамика работы электромагнитных клапанов, а также качества сигналов от датчиков скорости.

Все тесты проводятся на тормозном стенде.










Тормозная система
Неисправности тормозной системы
Допустимый износ колодок, дисков, барабанов
Замена тормозной жидкости, прокачка
Замена тормозных колодок
Тормозной суппорт (скоба)
Замена тормозных дисков
Замена главного тормозного цилиндра
Вакуумный усилитель
Регулировка выключателя сигнала тормоза
Снятие педали тормоза
Замена вакуумного насоса
Регулировка стояночного тормоза
Замена тросов стояночного тормоза
Замена колодок стояночного тормоза
Снятие рычага ручного тормоза
Снятие тормозного барабана
Замена рабочего тормозного цилиндра
Замена задних тормозных колодок (бараб.)
ABS (описание, диагностика, ошибки)
Замена датчиков ABS
Замена блока ABS
Замена тормозных шлангов и трубок
Замена и регулировка регулятора давления