Кран управления отопителем - описание, характеристики, схемы, снятие и установка
На автомобиле установлен кран управления отопителем с электроприводом.
Для защиты компонентов системы отопления (крана, радиатора и трубопроводов) во входном патрубке крана установлен сетчатый фильтр.
Кран заменяют при сильном засорении фильтра, выходе из строя электропривода и при течи охлаждающей жидкости.
Рис. 8.54. Установка крана управления отопителем : а - для автомобилей, не оборудованных дополнительным отопителем; б - для автомобилей, оборудованных дополнительным отопителем; 1 - воздухозаборник; 2, 3, 11, 13 - шланги отопителя; 4,7 - шланги; 5 - скоба; 6 - кран управления топителем; 8 - болт; 9 - основание аккумуляторной батареи; 10 - аккумуляторная батарея; 12 - трубопровод дополнительного отопителя
Снятие крана отопителя (рис. 8.54) необходимо проводить следующим образом:
- слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя (3-4 литра);
- отсоединить жгут проводов от крана;
- вывернуть болт 8 крепления прижимной скобы крана и снять скобу.
Отведите кран от усилителя кабины, ослабьте четыре хомута крепления шлангов к крану, сжав их отогнутые ушки, отсоедините шланги от патрубков крана и снимите кран;
Установка крана проводится в порядке, обратном снятию. Залейте жидкость в систему охлаждения.
Момент затяжки болта крепления скобы к кронштейну крана- 5,5-10 Н-м (0,55-1,0 кгс-м). После установки проверить герметичность системы отопления.
Техническое обслуживание крана управления, методика определения неисправностей, приведены в документации поставщика.
КРАН УПРАВЛЕНИЯ ОТОПИТЕЛЕМ (ООО «Пустынь» г. Арзамас)
Маркировка и идентификация изделий «Краны управления отопителем с электроприводом» КУОТ-ЭП, КУОТ-2-ЭП и КУОТ-З-ЭП.
Изделия «Краны управления отопителем с электроприводом» КУОТ-ЭП, КУОТ-2-Э11 и КУОТ-З-ЭП производства ООО «Пустынь» имеют несколько вариантов исполнения. Для их отличия на деталях кранов «Крышка» (рис. 1) и «Корпус» (рис. 2) маркируются следующие данные:
• Па позициях 1 и 2 детали «Крышка» (рис. 1) маркируется дата изготовления. Вершинами стрелок указываются год (поз. 1) и месяц (поз. 2) изготовления изделия;
Рис. 1
• Для указания качества изделий КУОТ-ЭП, КУОТ-2-ЭП и КУОТ-З-ЭП на позиции 3 детали «Крышка» (рис. 1) маркируется клеймо ОТК;
• Изделия «Краны управления отопителем с электроприводом» собирают с блоками управления, имеющими разное номинальное напряжение питания от бортовой сети автомобиля, 12V и 24V. Для идентификации кранов с различным напряжением, на позиции 4 детали «Крышка» (рис. 1), маркируется соответствующие значение 12V или 24V соответственно;
Рис. 2
• Для идентификации кранов по типу, напряжению и наличию дополнительной защиты (защитная сетка и гофрированная трубка), на позиции 1 детали «Корпус» (рис. 2) маркируется номер изделия. В таблице 1 приведены сравнительные данные.
• Для индивидуализации кранов на позиции 2 детали «Корпус» (рис. 2), маркируется товарный знак завода - изготовителя.
Таблица 1
Кран отопителя |
11омср изделия |
Номинальное напряжение, V |
Наличие дополнительной защиты |
КУОТ-ЭП |
РКНУ.8109030 |
12 |
нет |
КУОТ-ЭП |
РКНУ.8109030-01 |
24 |
нет |
КУОТ-2-ЭП |
РКНУ.8109030-20 |
12 |
нет |
КУОТ-2-ЭП |
РКПУ.8109030-30 |
12 |
да |
КУОТ-2-Э11 |
РКНУ.8109030-31 |
24 |
да |
КУОТ-З-ЭП |
A21R23.8109030 |
12 |
да |
Эксплуатация и техническое обслуживание кранов управления отопителем КУОТ-ЭП, КУОТ-2-ЭП и КУОТ-З-ЭП.
Краны управления отопителем предназначены для дистанционной регулировки (открытие-закрытие) подачи жидкости через радиатор отопления автомобиля.
Краны изготавливаются в исполнении 01 по ГОСТ 15150 и рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 45°C до плюс 80°С. Допустимая влажность воздуха 90% при температуре плюс 27°С. Конструкция крана и применяемые для его изготовления материалы допускают эксплуатацию крана при температуре охлаждающей жидкости от минус 45°С до плюс 120°С.
Краны должны подключаться к напряжению питания бортовой сети автомобиля 12В или 24В соответственно для кранов с напряжением питания 12В или 24В. Для стабильной работы кранов разрешается их эксплуатация при колебании подводимого напряжения составляющего 90 ... 125% от номинального.
Краны предназначены как для установки в подкапотное пространство. гак и для установки в салоне автомобиля.
Техническое обслуживание.
Рекомендуется проводить техническое обслуживание кранов имеющих в своей конструкции фильтрующий элемент (деталь «Сетка») на входном патрубке. Это краны: КУО Г-2-ЭП вариантов исполнения РКНУ.8109030-30 и РКНУ.8109030-31. а также КУОТ-З-ЭП РКНУ.8109030-40 (A21R23.8109030). Процесс технического обслуживания заключается в периодическом снятии резинового шланга с входного патрубка крана, и прочистке фильтрующего элемента в нем (если он забит включениями, фракциями из системы отопления).Рекомендуется производить очистку фильтрующего элемента крана не реже чем плановое ТО автомобиля. Периодичность очистки фильтрующего элемента так же можно установить самостоятельно в зависимости от степени загрязненности рабочей жидкости (тосола). Для корректной работы крана рабочая жидкость должна быть чистой, и нс иметь включений размером свыше 1,5 мм.
Примечание: Производитель крана не несет ответственности за отказ в работе крана по причине заклинивания его механической части загрязняющими частицами из системы отопления. Данный дефект может возникнуть на кранах не имеющих фильтрующего элемента на входном патрубке, а так же на кранах имеющих фильтрующий элемент, который при сильном загрязнении под действием избыточного давления и высокой температуры в системе охлаждения может разрушиться.
Краны остальных модификаций не ремонтопригодны в условиях сервисных предприятий, а гак же не нуждаются в техническом обслуживании.
Методика определения неисправностей КУОТ-ЭП (РКНУ 8109030) КУОТ-2-ЭП (РКНУ 8109030-20, РКНУ 8109030-30) и КУОТ-З-ЭП (РКНУ 8109030-40) в условиях сервисных предприятий.
Методика:
Возможные неисправности |
Причины |
Способы диагностики и устранение неисправности |
Течь охлаждающей жидкости |
Не герметичны соединения шлангов с патрубками крана. |
1 .Проверить соединения шлангов с патрубками крана, при необходимости переобжать (подтянуть) хомуты, и вытереть следы подзеков. 2.3апустить двигатель на 5-10 мин. З.Убедиться визуально в отсутствии течи на соединениях и на кране. |
Если течь прекратилась - кран герметичен. Если течь продолжается, и определено, что она не в соединениях резиновых шлангов с патрубками кранов, а сквозь стенки корпуса крана, или через герметизирующую прокладку - кран следует заменить. |
||
Не работает кран
|
Причиной отказа в работе крана может явиться как неисправность в электрической части самого крана, а так же и неисправность пульта управления краном установленном в автомобиле. Органы управления данного пульта, для удобства водителя, как правило, выведены на переднюю панель в салоне автомобиля. Для определения причины отказа в работе крана, необходимо выполнить следующее: Отсоединить колодку штыревую крана от колодки гнездовой пульта управления краном. |
|
Проверка при помощи вольтметра наличия управляющих сигналов с пульта управления краном. |
||
Нет напряжения питания па контактах 1 и 2 гнездовой колодки пульта управления краном (см. рис.1) |
Проверить наличие напряжения на контактах 1 и 2 гнездовой колодки пульта управления краном. Должно быть 12 В. |
|
Нет управляющего сигнала на контактах 2 и 3 гнездовой колодки пульта управления краном, при включении крана. |
Проверить наличие сигнала 12 В. на контактах 2 и 3 гнездовой колодки пульта управления краном. |
|
Нет управляющего сигнала на контактах 2 и 4 гнездовой колодки пульта управления краном, при отключении крана. |
Проверить наличие сигнала 12 В. на контактах 2 и 4 гнездовой колодки пульта управления краном. |
|
Проверка при помощи блока индикации наличия управляющих сигналов с пульта управления краном. |
||
Нет напряжения питания на контактах 1 и 2 гнездовой колодки пульта управления краном (см. рис.1). |
Подключить колодку штыревую блока индикации к колодке гнездовой пульта управления краном в автомобиле. При этом на блоке индикации должен загореться светодиод «питание 12 В» (см. рис. 2). |
|
Нет управляющего сигнала на контактах 2 и 3 гнездовой колодки пульта управления краном, при включении крана. |
Включить переключатель на пульте управления крапом в положение открыто, при этом на блоке индикации должен загореться светодиод «открыто» (см. рис.2). |
|
Нет управляющего сигнала на контактах 2 и 4 гнездовой колодки пульта управления крапом, при отключении крана. |
Выключить переключатель на пульте управления краном в положение закрыто, при этом на блоке индикации должен загореться светодиод «закрыто» (см. рис. 2) |
|
Если управляющие сигналы присутствуют, то пульт управления краном считать рабочим. Если один из сигналов управления отсутствует, то пульт управления считать не рабочим и его следует заменить. |
||
Проверка электрической части крана при помощи жгута контроля крана (см. рис.З). |
||
Подключить контакты 5 и 6 жгута к источнику питания или к клеммам аккумуляторной батареи (с номинальным напряжением 12 В.) в соответствии с полярностью (см. рис.З). Подключить разъем XT (колодка гнездовая) жгута к разъему (колодка штыревая) крана. |
||
Включить переключатель SB в положение 1 - кран откроется. |
||
Выключить переключатель SB в положение 2 - кран закроется. |
||
Если кран не переключается, то его следует заменит ь. Если кран переключается, то кран считать исправным. |
Проверка работоспособности крана при помощи «жгута контроля крана» может проводится при различных условиях: владельцем автомобиля при наличии данного жгута: на станциях технического обслуживания; при входном контроле у потребителя: па складе зарекламированных запасных частей; и др.
Примечание:
1. «Жгут контроля крана», а так же «Блок индикации» или вольтметр в комплекте с кранами не поставляется.
2. При проверке крана «жгутом контроля крана» подключенным к источнику питания менее 11 В. кран может не переключаться, при этом он не считается неработоспособным.
3. Запрещается: Проводить проверку крана «жгутом контроля крана» подключенным к источнику питания свыше 15В. Данные действия могут привести к выходу из строя электронного блока, находящегося внутри крана. Работоспособность такого крана без замены всей его электронной части восстановить невозможно.
Колодка гнездовая (602205) пульта управления краном в автомобиле.
Рис. 1
1 - (-12 вольт), 2 - (+ 12 вольт),
3 - (- управляющий сигнал открытия крана),
4 - (- управляющий сигнал закрытия крана).
На рисунке колодка показана со стороны разъема.
Блок индикации.
1 - (- 12 вольт). 2 - (+ 12 вольт).
3 - (- управляющий сигнал открытия крана),
4 - (- управляющий сигнал закрытия крана).
На рисунке колодка показана со стороны разъема.
Схема электрическая принципиальная блока индикации.
Рис. 2 XT - колодка штыревая (502205), RI.. .R3 - гасящее сопротивление (~80 Ом подобрать по току светодиода). VD1... VD3 светодиод из серии АЛ (подключить в соответствии с полярностью).
Схема жгута контроля крана.
Рис. 3
1 - (- 12 вольт), 2-(+ 12 вольт),
3 - (- управляющий сигнал открытия крана),
4 - (- управляющий сигнал закрытия крана),
5 - (+ контакта источника питания),
6 - (- контакта источника питания),
SB - переключатель положения (открыто- закрыто),
XT - колодка гнездовая (602205).