Система кондиционирования
Примечание
См. также Система отопления и вентиляции
Пользование кондиционером см. тут
Техническая характеристика системы кондиционирования
Блок климатической установки с передним испарителем:
Холодопроизводительность ~ 7кВт
Объём подаваемого воздуха в составе панели приборов при максимальной скорости вентилятора блока климатической установкой — 350м3/ч
Количество хладагента, заправляемого в магистрали системы кондиционирования — 480±25г
Давление в трубопроводах магистралей при температуре окружающего воздуха +20°С:
- рабочее давление в магистрали высокого давления — 5-22 атм. (бар)
- рабочее давление в магистрали низкого давления — 1,5-3,4 атм. (бар)
- максимальное давление в нагнетательной ветви — 24 атм. (бар)
Принцип работы системы кондиционирования
Принцип работы системы охлаждения воздуха основан на фазовых превращениях хладона.
Охлаждение воздуха системой кондиционирования осуществляется при прохождении его через испаритель.
При включении режима кондиционирования автомобиля происходит подача сигнала через электронный блок управления двигателем, разрешающего включение муфты компрессора кондиционера.
Включение муфты компрессора обеспечивает циркуляцию хладона через компоненты системы кондиционирования и его фазовые превращения в замкнутой системе трубопроводов.
Компрессор нагнетает газообразный хладон под высоким давлением и температурой через трубопровод высокого давления в конденсатор, принудительно обдуваемый вентилятором, где он превращается в жидкость, отдавая «скрытую» теплоту конденсации проходящему через конденсатор воздуху. По системе трубопроводов превращённый в жидкость хладон поступает непосредственно к терморегулирующему вентилю (ТРВ) испарителя (рис. 8.60).
Рис. 8.60. Терморегулирующий вентиль (ТРВ) испарителя модуля блока обработки воздуха: 1 - подводящий трубопровод компрессора (трубопровод низкого давления); 2 - ТРВ испарителя; 3 - гайка; 4 - трубопровод по кузову (трубопровод высокого давления); 5 - термошумоизоляция щитка передка
В ТРВ жидкий хладон распыляется до туманообразного состояния с низкими температурой и давлением.
Далее в испарителе модуля блока обработки воздуха происходит процесс превращения хладона из туманообразного состояния в газообразное, отбирая «скрытую» теплоту испарения и охлаждая испаритель. После прохождения испарителя газообразный хладон всасывается в компрессор и цикл повторяется.
Схема системы кондиционирования автомобиля приведена на рис. 8.61.
Рис. 8.61. Схема системы кондиционирования автомобиля
Во время работы системы кондиционирования происходит автоматическое отключение и включение компрессора и вентилятора конденсатора при следующих условиях:
- при понижении давления в системе трубопроводов относительно минимального значения, а также при повышении давления в системе трубопроводов относительно максимального значения датчика давления, расположенного в трубопроводе высокого давления. Датчик давления связан через электронный блок управления двигателя с компрессором (отключает компрессор при давлении менее 2,5 атм. и более 28 атм.) и с вентилятором конденсатора (датчик давления включает вентилятор конденсатора при давлении выше 15 атм.).
Устройство системы кондиционирования
Система кондиционирования автомобиля предназначена для охлаждения воздуха, подаваемого в кабину автомобиля, и имеет один контур охлаждения (передний).
Основные компоненты систем кондиционирования автомобиля показаны на рис. 8.62.
Рис. 8.62. Основные компоненты системы кондиционирования автомобиля: 1 - трубопровод по кузову; 2 - датчик давления; 3 - вентилятор конденсатора; 4 - отводящий трубопровод конденсатора; 5 - конденсатор; 6 - подводящий трубопровод конденсатора; 7 - отводящий трубопровод компрессора; 8 - компрессор; 9 - подводящий трубопровод компрессора; 10 - модуль блока обработки воздуха
Охлаждение воздуха осуществляется при прохождении его через испаритель (рис. 8.63) при включенном режиме кондиционирования. Испаритель расположен в модуле блока обработки воздуха и соединен трубопроводами высокого и низкого давления с элементами системы кондиционирования. В трубопроводах системы заправлен хладагент R134a.
Основные компоненты системы кондиционирования автомобиля показаны на рис. 8.62, к ним относятся:
- модуль блока обработки воздуха (с испарителем и терморегулирующим вентилем (ТРВ));
- компрессор кондиционера;
- конденсатор со встроенным ресивером;
- вентилятор конденсатора;
- датчик давления;
-трубопроводы высокого и низкого давления системы кондиционирования;
- распределитель с пультом управления.
Модуль блока обработки воздуха (рис. 8.63) установлен под панелью приборов на щитке передка кабины и осуществляет комплексную обработку воздуха, поступающего в кабину. Модуль блока обработки воздуха обеспечивает поступление свежего воздуха в кабину, воздухообмен, рециркуляцию воздуха, температурную обработку воздуха (нагрев или охлаждение в зависимости от времени года и от желания водителя) для достижения комфортных условий, устраняет избыточную влажность.
Рис. 8.63. Модуль блока обработки воздуха: 1 - заслонка регулирования температуры; 2 - водоотделитель; 3 - защелка; 4 - уплотнитель испарителя верхний; 5 - испаритель; 6 - уплотнитель ТРВ; 7 - ТРВ; 8,9 - уплотнители; 10 - радиатор
Компрессор 2 (рис. 8.64) кондиционера осуществляет циркуляцию хладона в компонентах системы кондиционирования. Компрессор крепится к двигателю на кронштейне с правой стороны. Привод муфты компрессора осуществляется от шкива коленчатого вала через поликлиновой ремень привода агрегатов двигателя. Натяжение ремня осуществляется автоматическим механизмом натяжения ремня. В процессе эксплуатации механизм натяжения не требует регулировки.
Рис. 8.64. Установка компрессора: 1 - подводящий трубопровод компрессора; 2 - компрессор; 3 - отводящий трубопровод компрессора
Конденсатор 5 (см. рис. 8.62) закреплен на радиаторе системы охлаждения двигателя посредством кронштейнов. Конденсатор служит для рассеивания теплоты, выделяемой при сжатии газа. При охлаждении газ переходит в жидкое состояние, оставаясь под высоким давлением.
Вентилятор 3 (рис. 8.62) конденсатора предназначен для организации циркуляции воздуха через теплообменник конденсатора. Наружный воздух при движении автомобиля или включенном в работу вентиляторе конденсатора проходит через конденсатор, охлаждая его пластины и переводя хладон, проходящий через трубки конденсатора, из газообразного состояния в жидкое. Вентилятор включается при повышении давления в магистрали высокого давления.
Датчик давления 2 (рис. 8.62) измеряет давления хладона в контуре высокого давления и позволяет управлять работой компрессора и вентилятора. Датчик установлен в магистрали высокого давления системы кондиционирования.
Информация датчика передается в электронный блок управления двигателем и на вентилятор конденсатора.
Трубопроводы высокого и низкого давления системы кондиционирования располагаются в подкапотном пространстве автомобиля, соединяют компоненты контура охлаждения и обеспечивают циркуляцию хладона через компрессор, конденсатор и испаритель модуля блока обработки воздуха.
Слив и заправка хладона производятся через заправочные штуцеры высокого и низкого давления.
Распределитель (с пультом управления) предназначен для включения/выключения режима кондиционирования автомобиля, регулирования степени охлаждения и распределения потоков воздуха, проходящего через испаритель кондиционера.
Управление системой кондиционирования
Управление системой кондиционирования воздуха осуществляется с помощью пульта управления (рис. 8.65), расположенного в центральной части панели приборов.
Рис. 8.65. Пульт управления кондиционера: 1 - ручка регулятора температуры воздуха; 2 - ручка регулятора распределения потоков воздуха. 3 - ручка регулятора скорости вращения вентилятора отопителя; 4 - кнопка включения/выключения кондиционера; 5 - кнопка включения/выключения режима рециркуляции воздуха.
Для быстрого охлаждения салона включите кондиционер кнопкой 4 и установите ручку 1 на пульте управления в крайнее левое положение, ручку 3 в крайнее правое положение, а ручку 2 в положение , показанные на рисунке 8.66.
Рис. 8.66. Положение ручек для быстрого охлаждения салона
Для достижения максимальной эффективности кондиционирования, а также чтобы изолировать салон от неприятных запахов и дыма включите режим рециркуляции, нажав на кнопку 5 (рис. 8.65). Режим рециркуляции автоматически выключается через 10 минут. Принудительное выключение режима рециркуляции осуществляется повторным нажатием на кнопку 5. После остановки и последующего пуска двигателя заслонка рециркуляции автоматически переводится в режим забора наружного воздуха.
Внимание
Не пользуйтесь режимом рециркуляции длительное время, так как в этом случае прекращается поступление свежего воздуха в салон автомобиля, что может привести к ухудшению самочувствия, а также запотеванию стекол.
Когда салон будет достаточно охлажден, установите регулятор скорости вращения вентилятора 3 в среднее положение, регулятор распределения потоков воздуха в положение, соответствующее комфортному распределению воздуха, и регулируйте температуру перемещением ручки регулятора температуры 1 в пределах синей зоны (рис. 8.66).
После длительной стоянки закрытого автомобиля в солнечную жаркую погоду, рекомендуется на несколько минут открыть двери или окна, проветрить салон, и только затем включить кондиционер.
Выключение кондиционера осуществляется повторным нажатием на кнопку 4 (рис. 8.65).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
При техническом обслуживании системы кондиционирования проверяют работу кондиционера, состояние шлангов, заправочных штуцеров, крепление шлангов, трубопроводов и конденсатора.
Для обеспечения нормального процесса конденсации хладагента необходимо следить за тем, чтобы радиатор конденсатора всегда был чистым и между его ламелей воздух мог свободно проходить, тем самым охлаждая его. При засорении радиатора конденсатора необходимо провести его чистку при помощи сжатого воздуха.
Внимание
Никогда не используйте аппарат высокого давления, предназначенный для мойки автомобиля, в качестве средства для очистки радиатора конденсатора, так как это может привести к его повреждению.
ПРОВЕРКА РАБОТЫ КОНДИЦИОНЕРА
Прежде всего, необходимо проверить включение электромагнитной муфты. Для этого пустить двигатель и включить систему кондиционирования одним из выше указанных способов поочередно. При этом якорь электромагнитной муфты должен притянуться к ведомому диску шкива с характерным щелчком.
Проверить визуально герметичность соединений. В местах неплотностей будут видны масляные пятна. Негерметичность устраняется подтяжкой соединений, заменой уплотнительных колец трубопроводов или заменой неисправных компонентов.
Проверить отсутствие утечки хладона электронным течеискателем.
После этого проверить работу вентиляторов на всех режимах.
Убедиться в поступлении воздуха по всем направлениям в режиме кондиционирования с пульта управления на панели приборов.
Для проверки эффективности работы системы кондиционирования необходимо:
-запустить двигатель, включить в работу систему кондиционирования, поддерживая частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 13001500 об/мин. Включить вентилятор модуля блока обработки воздуха на максимальные обороты. Направить весь поток воздуха на панели приборов через решетки вентиляции. Включить режим рециркуляции на пульте управления.
Через 3-5 минут работы проверить на ощупь штуцера компрессора или подсоединенные к ним шланги. Всасывающая часть должна быть холодной, нагнетающая - горячей.
Далее измерить температуру воздуха на выходе из воздушных решеток вентиляции на панели приборов. Температура должна соответствовать значениям, приведенным в табл. 8.1.
Таблица 8.1
Температура окружающего воздуха, °С | |||
15-20 |
20-25 |
25-30 | |
Температура охлажденного воздуха на выходе из решеток вентиляции на панели приборов, °С не более1: |
12 |
14 |
16 |
- Параметры будут уточнены по результатам испытаний