Заправка системы кондиционирования
Так как хладагент является сильнотекучим веществом, и процесс его утечки является естественным, кондиционер необходимо заправлять с периодичностью 1 раз в 1-2 года (по мере ослабевания выделяемого холода при его работе).
Также после завершения какого-либо ремонта климатической установки и затяжки всех соединений, она должна быть заправлена хладоном R134а с помощью заправочной станции для систем кондиционирования, согласно прилагаемой к станции инструкции и с соблюдением мер безопасности, приведенных в этой инструкции.
Количество хладагента, заправляемого в магистрали системы кондиционирования, г:.......480±25
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ заправка климатической установки любыми другими типами хладонов.
Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте
Хладагент R134а заправленный в трубопроводах системы кондиционирования представляет собой при нормальных атмосферных условиях безвредный, прозрачный, быстролетучий газ. Таким образом, при нормальной температуре и давлении он интенсивно испаряется. Процесс его испарения взрыво- и пламебезопасный. Однако при обращении с хладагентом R134а в период заправки и ремонта системы кондиционирования автомобиля следует соблюдать меры предосторожности.
При обслуживании климатической установки необходимо защитить глаза и поверхность кожи, так как попадание жидкого хладагента на кожу и слизистую оболочку глаз может вызвать обморожение.
При попадании хладагента в глаза или на кожу необходимо сразу же тщательно промыть пораженный участок большим количеством холодной воды или слабым раствором борной кислоты. После чего смазать поврежденные поверхности вазелиновым маслом и немедленно обратиться к врачу.
При обращении с хладагентом необходимо:
- не допускать хранения баллонов с хладагентом на солнце, нагрев открытым пламенем до температуры выше 38°С или замерзания;
- транспортировать баллоны с хладагентом в вертикальном положении;
- надевать защитные очки и специальные перчатки (например, из фторэластомера). Кожаные, тканевые или резиновые перчатки не подойдут.
При попадании хладагента на открытое пламя или горячие поверхности он выделяет токсичные газы (фтор, фосген), которые распознаются по едкому запаху.
Хладагент содержит масло PAG, которое может раздражать кожу.
Не допускать попадания хладагента на металлы с блестящими покрытиями. В противном случае поверхность металла покроется коррозионными пятнами.
Выпуск хладагента из системы в период проведения ремонтных работ в атмосферу нежелателен. Он должен откачиваться в заправочную станцию.
В исключительных случаях выпуск хладагента из системы производить медленно и осторожно. В противном случае вместе с хладагентом произойдет резкий выброс масла, находящегося в системе и компрессоре.
Необходимо сливать хладагент при сушке окрашенного автомобиля в камере при температуре свыше 100° С.
Рис. 8.67. Расположение заправочных штуцеров под капотом автомобиля
Заглушки с всасывающего и нагнетающего штуцеров компрессора должны сниматься медленно и осторожно, чтобы избежать резкого выброса масла из компрессора. В необходимых случаях добавлять масло только марки РАО через один из штуцеров.
При доливке масла не держать заправочный бачок с маслом и штуцеры компрессора долго открытыми, т.к. масло довольно интенсивно поглощает влагу из окружающего воздуха
Для удаления хладона используются штуцера низкого и высокого давления, расположенные в подкапотном пространстве (рис. 8.67).
Заправочная станция подсоединяется к заправочным штуцерам высокого и низкого давления, находящимся в подкапотном пространстве автомобиля. Перед заправкой системы кондиционирования необходимо проводить вакуумирование системы для удаления из магистралей системы кондиционирования воздуха и влаги.
После заправки системы заправочные штуцеры должны быть закрыты резьбовыми заглушками, а все соединения должны быть тщательно проверены электронным течеискателем на герметичность.
При замене в результате ремонта входящих в систему кондиционирования компонентов в магистрали необходимо добавлять масло РАС для хладона R134a. Масло можно добавлять в систему либо через заливное отверстие в компрессоре кондиционера, либо через заправочные станции, оснащенные возможностью во время заправки системы хладагентом добавлять масло.
Количество добавляемого масла должно составлять:
- при замене конденсатора автомобиля - 10 мл;
- при замене испарителя модуля блока обработки воздуха - 10 мл;
- при замене трубопроводов системы кондиционирования - 2-3 мл на 1 м длины трубопроводов.
Общее количество масла циркулирующего в системе кондиционирования должно составлять 170-190 мл. При замене компрессора, вышедшего из строя, на новый масло в магистрали системы кондиционирования не добавляется. В запасные части компрессоры поставляются заправленными маслом.
Одной из неисправностей системы кондиционирования может быть утечка хладагента из трубопроводов или компонентов системы кондиционирования. Вместе с хладагентом в местах утечки происходит выброс масла. После устранения неисправности необходимо заново заправить систему хладагентом и , в зависимости от размеров масляных пятен, обнаруженных в местах утечки, в систему также необходимо будет добавить масло.